В марте 2010 года Ассоциация региональных исследователей «Группа 7/89» провела в Перми свой очередной XVI съезд. Новое время ставит перед участниками рынка новые проблемы. Если 5 лет назад на подобных мероприятиях участники обсуждали такие вопросы, как взаимодействие с интервьерами, то сегодня «Группа 78/9» всерьез озаботилась проблемой стандартов отрасли. О том, почему это важно именно сейчас и – шире – о том, чем живут исследователи в регионах, в эксклюзивном интервью порталу Research&Trends рассказал Василий Токарев, генеральный директор Центра "Аналитик" (г. Волгоград) и председатель «Группы 78/9» в 2009 году.
Одной из основных тем программы последнего съезда «Группы «7/89» была стандартизация проведения социологических исследований. Но это не новая тема, впервые она была поднята в конце 2008 года. Что изменилось с тех пор?
В конце 2008 года на семинаре «Социологические методы в практике регионального и муниципального управления» обсуждалась не столько стандартизация социальных измерений, сколько практика применения закона №94 ФЗ в сфере социологических исследований. В целом, ситуация выглядит так: органы государственного и муниципального управления не имеют права разместить заказ на проведение прикладного исследования без объявления конкурса. Однако, поскольку условия конкурсов внешне выглядят очень привлекательно, заявки на участие в них подают самые разные компании – и строительные, и клининговые, и специально созданные «фирмы-однодневки».
И такие компании без проблем выигрывают тендеры?
Как правило, подобные фирмы, которые внутри рынка мы называем «черными социологами», выходят на конкурс с ценовым предложением, составляющим 30%–50% от стартовой цены государственного контракта и, если заказчик не предпринял специальных усилий, выигрывают конкурс. Разумеется, чтобы провести нормальное исследование им не хватает квалификации, ресурсов или желания. Но это выясняется позже. Исследование – это не бензин, и не компьютеры, доказать, что его результаты фальсифицированы – самостоятельная и не такая простая задача.
Как в этом случае ведут себя обманутые, по сути, госорганы? Ведь это напрямую их касается.
Зачастую заказчики предпочитают не афишировать свой неудачный опыт и не связываться с опротестованием результатов, как конкурсов, так и самих «псевдоисследований» в судах. И это только стимулирует псевдо-исследователей к продолжению их недостойной практики.
Как борется «Группа 7/89» против «черных социологов»?
Шансов изменить в ближайшей перспективе Федеральный закон у нас не много. Наиболее реальны два пути влияния на ситуацию.
Первый из них – это повышение квалификации заказчиков прикладных исследований. В большинстве случаев конфликтные ситуации подобного рода возникают в случаях, когда техническое задание на исследование было недостаточно проработано и содержало «лазейки», которыми и пользовались недобросовестные компании.
Второй путь - создание отраслевых стандартов, позволяющих отличить «качественное» исследование от «нарисованного» и обеспечивающих возможность провести внешний контроль и экспертизу результатов проекта. Понимание именно этих возможностей влияния на ситуацию и стало результатом работы Ассоциации за последний год.
Если же говорить об общей ситуации на рынке, то изменений не много, и они, скорее, негативны. Та практика, на борьбу с которой направлены и
«Уральский меморандум» и принятое на Съезде «Обращение», становится все более и более распространенной.
Можете привести примеры конкретных компаний, занимающихся демпингом?
На Съезде обсуждались конкретные случаи, произошедшие в нескольких регионах России (Москве, Пермском крае, Самарской и Волгоградской областях). Публиковать эти истории и нашу точку зрения на них в широкой печати я бы воздержался, ‑ и без судебных разбирательств у нас есть чем заняться.
Играет ли какую-либо роль в системе государственных заказов сводная таблица цен на исследовательские работы, которую публикует «Группа 7/89»?
В системе государственных заказов – никакой роли не играет (хотя мы довольно часто адресуем заказчиков к этой таблице). Этот проект направлен, в первую очередь, на решение собственных задач членов Ассоциации.
При подготовке коммерческих предложений часто бывает необходимо быстро рассчитать стоимость исследования для заказчика. Информация об уровне цен на различные виды работ в регионах присутствия членов «Группы 7/89» позволяет достаточно полно ориентироваться в ситуации.
Опубликованная на сайте «Группы 7/89» таблица средних цен (без детализации по регионам) – это «публичная часть» этого проекта. Насколько я знаю, к ней достаточно часто обращаются и региональные исследователи, и московские полевики.
Отдельно замечу – члены Ассоциации не имеют никаких обязательств по размещению заказов друг у друга. То есть, если Центр «Аналитик» проводит проект в одном из регионов, то совершенно не обязательно субподрядчиком станет член Ассоциации из этого региона. Одной из причин этого, в частности, являются различия в ценовой политике членов Ассоциации.
В принятом на Съезде «Обращении» речь идет именно о государственных заказах. Актуальна ли эта проблема для бизнес-клиентов?
В сфере коммерческих исследований ситуация несколько проще, т.к. во многих случаях выше квалификация заказчиков. Выбор подрядчика производится не только, а порою и не столько по цене, сколько по качеству работы, репутации исполнителя.
Но и здесь, к сожалению, происходят события, которым сложно радоваться. Так, известны попытки достаточно крупных московских компаний создать систему размещения заказов на субподрядные работы в регионах, основанные на принципах электронного аукциона. К счастью, у основной части профессионального сообщества выработалось однозначное отношение к подробным моделям. Проявлением этого отношения, стало, например, известное письмо ОИРОМ о неучастии компаний, входящих в это профессиональное объединение, в электронных аукционах.
Как строится сотрудничество «Группы 7/89» и ОИРОМ? И есть ли оно?
Несмотря на все различия в организационных принципах и составе, ОИРОМ и «Группа 7/89» решают общую задачу – работают на развитие рынка. Мы очень благодарны генеральному директору Gfk Rus Александру Демидову за то, что он нашел возможность принять участие в Съезде в Перми. Мы надеемся, что взаимодействие двух объединений будет развиваться. Пока мы достигли нескольких договоренностей: взаимное информирование по вопросам, важным для развития рынка, «синхронизация активности» по проблемам, которые, так или иначе, затрагивают членов обоих объединений, взаимное приглашение представителей объединений к участию в мероприятиях, организуемых ОИРОМ и «Группой 7/89».
Кроме того, члены Ассоциации (по крайней мере, их основная часть) присоединились к упомянутому Обращению ОИРОМ о неучастии в электронных аукционах на исследовательские работы. Для начала сотрудничества это очень неплохо.
С 2004 года «Группа 7/89» выпускает рейтинг исследовательских компаний. Какие практические задачи есть у этого рейтинга?
С нашей точки зрения, проект «РИК» должен стать одним из элементов инфраструктуры рынка. Отмечу, что в 2009 году нами также была проведена первая пилотажная волна исследования «Региональные исследовательские компании глазами московских полевиков», которое может расцениваться как дополнение к проекту РИК. На Съезде в Перми было принято решение о продолжении и совершенствовании методики этого проекта.
Если же говорить о сугубо практических задачах, то и нами, и другими региональными компаниями, результаты рейтинга используются для планирования своей активности в отношении взаимодействия с московскими заказчиками.
Полезен рейтинг и компаниям-объектам оценки (преимущественно – столичным исследовательским компаниям). На Съезде Александр Демидов рассказывал о том, как результаты «РИК» используются в управленческой практике его компании.
Были ли несогласные с методикой «РИК», построенной на оценке региональными компаниями своих контрагентов по нескольким ключевым параметрам (материальная выгода от сотрудничества, престиж работы с компанией, возможность получить новый интересный опыт, квалификация персонала, четкость организации работы – R&T)?
Конечно, были. Проект «РИК» проводится с 2004 года и в методику очередных волн исследования вносятся определенные изменения. Так, например, в 2009 году к числу критериев оценки компаний была добавлена «организация контроля полевых работ». Причиной этих изменений явились результаты обсуждения проекта «РИК» на форумах Sostav и Gfk RUS. Будет меняться и формат представления результатов исследования. Так что проект меняется и, как мы надеемся, меняется в сторону большего соответствия интересам потребителей.
На посту Председателя Вас сменила Татьяна Немтинова из пермской компании «Коммерческие консультации и исследования»? С чем связана смена руководителя Ассоциации?
У Ассоциации нет постоянного Председателя. Председатель переизбирается ежегодно на очередном Съезде. По традиции, председателем Ассоциации избирается руководитель компании, принимающий Съезд. Так что избрание нового Председателя – это плановое и ожидаемое явление. Следующий Съезд состоится весной 2011 года в Екатеринбурге, и принимать его будет Фонд «Социум».
Что стало главным результатом работы прошедшего Съезда 2010 года?
Основной тренд – это переход Ассоциации от решения проблем ее членов к работе «на весь рынок», как бы громко это не звучало.
Пять лет назад основной темой на Съездах были конкретные технологии работы (например, где брать интервьюеров, как их учить, контролировать, как им платить и т.д.). Три года назад фокус внимания сместился на вопросы внутрифирменного управления, бюджетирования, стимулирования сотрудников. Сегодня больший интерес у участников вызывают общие вопросы функционирования рынка маркетинговых исследований.
Какие именно?
Компании, входящие в Ассоциацию, очень различаются, и интересы у всех разные. И затрагивают они не только сферу маркетинговых исследований. Если выделять какие-то общие «блоки интересов», то можно отметить несколько направлений.
Во-первых, это технологические изменения, которые влекут за собой изменения роли и места региональных компаний в системе рынка исследований. Например, переход от «квартирников» к CATI и онлайн панелям.
Второе направление, в котором заинтересована «Группа 7/89» - это содействие созданию «инфраструктуры рынка» и формированию профессионального сообщества. К этой сфере, например, относятся, работы созданию системы рейтингования компаний (как столичных, так и региональных). Кроме того, мы развиваем кросс–региональные инициативные исследования. Так, в 2008-2009 годах Ассоциацией по собственной инициативе и на свои деньги было проведено три волны проекта «Межрегиональный индекс кризисного сознания», результаты которого широко обсуждались как в научном сообществе, так и в СМИ.
Планов у членов Ассоциации много, и пассионарность, необходимая для их реализации, присутствует.
Члены Ассоциации "Группа 7/89". 12-й Съезд, Архангельск, 23-25 марта 2007 года
Сидят, слева направо
1. Токарев Василий Владимирович, Центр "Аналитик", Волгоград.
2. Беличенко Ольга Николаевна, Центр "Аналитик", Волгоград.
3. Оглоблин Роман Александрович, Социс МР, Ярославль.
4. Цыпленков Сергей Юрьевич, Калининградский социологический центр, Калининград.
5. Мураткина Наталья Станиславовна, ЦСМИ "Форис", Архангельск.
6. Лопатина Татьяна Федоровна, ГЭПИЦентр-II, Омск.
7. Саблин Тимур Витальевич, Центр "Симакс", Уфа.
Стоят, слева направо:
1. Салагаев Александ Леонидович, ЦАИР, Казань.
2. Звоновский Владимир Борисович, Фонд социальных исследований, Самара.
3. Мойсов Виктор Владимирович, ОМА "Маркетдэйта", Москва.
4. Романович Нелли Александровна, ИОМ "Квалитас", Воронеж.
5. Панченко Юлия Андреевна, Социс МР, Ярославль.
6. Задорин Игорь Вериаминович, "Циркон", Москва
13-ый Съезд Ассоциации "Группа 7/89", Омск, 26-28 сентября 2007 года
Слева - Татьяна Сергеевна Немтинова, Коммерческие консультации и исследования,
Пермь (нынешний Председатель 7/89)
Справа - Ирина Нильевна Муратова, Фонд "Общественное
мнение-Красноярск", Красноярск.
В центре, со скрипкой, - представитель "принимающей стороны".