Американские исследовательские компании Nielsen и IRI (Information Resources, Inc.) в сентябре 2009 года объединили свои панели, использующие технологии домашнего сканирования штрихкодов - Nielsen Homescan™ и IRI Consumer Network™. При этом как Nielsen, так и IRI сохранят индивидуальные технологии обработки данных по учету купленных респондентами товаров. По мнению руководства обеих компаний, этот шаг позволит в максимально короткие сроки повысить полноту и надежность получаемых данных за счет увеличения числа панелистов.
Совместное предприятие, управляющее объединенной панелью, начнет работу в первом квартале 2010 года. Руководить работой управляющей компании будет Совет, в котором поровну представлены сотрудниками IRI и Nielsen, а также независимый генеральный директор. Правда, различия в правах партнеров все же есть: Nielsen может использовать 100% объединенной панели, а IRI - 86 % с правом полного доступа через два года.
В московском офисе Nielsen отказались комментировать сделку головной компании, сославшись на то, что в России панель Nielsen Homescan™ не используется. Однако подобные технологии сбора данных с использованием домашнего сканирования у нас уже применяются. Будут ли объединяться ли их владельцы? На словах, они готовы это сделать, но ожидать подобных сделок в ближайшем будущем не приходится.
В 2007 году исследовательский холдинг Romir запустил свой проект SCIF (Shopper-Centric Information Flow), основой которого было создание панели из 3000 домохозяйств, Вопрос о возможности расширения панели SCIF за счет партнеров для Андрея Милехина, президента холдинга Romir, остается открытым. "Сегодня разумна любая инициатива по повышению качества потребительского и покупательского понимания. Но ситуация в России сильно отличается от Соединенных Штатов, - говорит Милехин. - Romir готов работать с партнерами исследовательского бизнеса, но на российском рынке нет других современных сканпанелей и в ближайшие три-пять лет точно не будет". Именно столько времени, по мнению Милехина, необходимо для разработки дизайна, адаптации техники и технологии, проведения установочного исследования, рекрута, запуска и отладки подобной технологии. Затем надо еще год-два накапливать данные, создавать библиотеку штрих-кодов, делать сенсус и многое другое. Инвестиции в такой проект, по словам Милехина, составляют не менее $10 миллионов.
Правда, и время, и инвестиции могут быть меньше, если речь идет не о создании новой панели с нуля, а об оснащении новым оборудованием (сканерами, системой обработки данных и т.п.) уже имеющихся панелистов. Компания ГФК Русь, объявила о своих намерениях создания сканпанели на клиентской конференции в 2008 году. По словам Александра Демидова, генерального директора ГФК Русь скоро (в октябре 2009 г.) компания готова представить первые результаты работы панели. Демидов допускает принципиальную возможность создания альянсов с другими игроками рынка для расширения панели, но пока не видит в этом необходимости. "Наша панель дневниковая панель насчитывает 7000 домохозяйств, и мы в состоянии самостоятельно оснастить ее новым оборудованием, - говорит Демидов. - К тому же любое совмещение хоть немного различающихся технологий сбора и обработки данных может вызвать настороженность заказчиков".
Дмитрий Писарский, генеральный директор A/R/M/I Marketing считает, что целью того или иного партнерства должно быть создание качественно нового продукта, а не экстенсивный рост уже имеющегося. "Намного более перспективно для отрасли и ее клиентов не горизонтальное, а вертикальное объединение панелей, - полагает Писарский. - В первом случае происходит объединение аналогичных панелей с целью наращивания числа панелистов, в последнем же - объединение разных по предмету исследования панелей. Например, прекрасно дополнили бы друг друга совместимые данные потребительской и ТВ-панели. Но это - намного более сложная и инвестиционноемкая задача".