Как сообщает телеграм-канал «Рейтинги брендов», исследовательская компания FDF Group 5 октября 2017 года выпустила новую версию своего рейтинга агентств, проводящих маркетинговые исследования в России. На первых позициях, по-прежнему, зарубежные компании. Лидерство сохранила компания TNS Россия (появление Mediascope произошло в начале 2017 года), на втором месте - Nielsen, далее GfK и Ipsos Comcon.
Рейтинг крупнейших исследовательских компаний, работающих в России
Источник: FDF Group
Рейтингование велось по оборотам компаний, которые были взяты из данных официальной статистики Росстата РФ. Как это часто бывает в подобных случаях, не все цифры адекватно отражают ситуацию, что понимают и сами аналитики FDF Group. Так, быстрый рост оборотов компании GfK Rus в 2016 году Сергей Гнедков объясняет "особенностью представления в отчетности результатов деятельности международной компании".
Всего в рейтинг попало 53 компании. Это гораздо меньше, чем общее число участников рынка - в каталоге, составленном и поддерживаемом компанией Циркон, насчитывается 581 компания. Но с другой стороны в рейтинге FDF Group перечислены почти все крупнейшие компании с оборотом более 10 млн руб. Почти – потому что аналитикам FDF Group не удалось найти данные по некоторым достаточно известным компаниям, которые потенциально вполне могли бы войти в рейтинг. Среди них Гнедков называет Salt, КОМКОН СПб и ряд других. По тем же причинам могут быть занижены данные по некоторым участникам рейтинга, имеющим несколько юридических лиц, названия которых могут не совпадать с названием торговой марки, под которой эта компания известна на рынке. Не попали в рейтинг и отдельные юниты, работающие в секторе исследований для бизнеса, таких крупных компаний, как например, ВЦИОМ или ФОМ.
Тем не менее, постепенно рейтинг становится полнее. Так, в этом году там появилось несколько новых компаний, которые, конечно же, новыми не являются, а просто были упущены из виду в прошлогоднем рейтинге. Это, например, НАФИ, Wanta Group и ряд других.
Общий объем российского рынка маркетинговых исследований 2016 года руководитель FDF Group Сергей Гнедков оценивает примерно в 16,5 млрд рублей, что соответствует $245 млн при среднегодовом официальном валютном курсе 1$=67,1899 рубля. Согласно оценке ассоциации ОИРОМ, сделанной в декабре 2016 года, объем российского рынка маркетинговых исследований составил $265 млн.
Эти оценки можно считать не противоречащими друг другу в силу различия и особенностей методик. Оценка рынка FDF Group основана на подсчете официальных оборотов компаний, в то время как оценка ОИРОМ сделана методом экспертного опроса руководителей крупнейших компаний с последующим досчетом и приведением итога к консенсусу. Понятно, что руководители крупнейших компаний лучше, чем кто-либо иной знают нюансы своих оборотов. Нельзя не учитывать и то, что аналитики FDF Group не разделяли «НДС-ные» и «без НДС-ные» компании, так что погрешность на уровне 10% там присутствует органически.
Новый проект R&T: телеграм-каналы Рейтинги брендов и Потребительское поведение.