В начале 2011 года Gfk Group окончательно перевела под свой контроль две компании, связанные с рынком исследований – SirValUse и nurago. Первая из них занимается изучением удобства потребительских интерфейсов, вторая – разработкой софта для исследования потребительского поведения в Cети. Долю в 40% в обоих компаниях GfK выкупила еще в мае 2010 года (подробнее см. здесь). Теперь речь идет об ее увеличении до 60%, объединении и переходе под контроль GfK Group.
Уже состоявшееся слияние обоих компаний и их переход под крыло группы может означать, что GfK готовится укрепить свои позиции в интернет-исследованиях и выпустить ряд новых продуктов, в т.ч. для мониторинга мобильного интернета и социальных сетей. Приобретения также позволят вступить в партнерство с более крупными игроками, такими как, например, группа Kantar, которая в текущем году собирается развивать направление Kantar Video и отслеживать отдачу не только от оплаченной видео-рекламы, но и от вирусного распространения онлайн-спотов.
Ранее GfK в партнерстве с nurago уже выполняли проекты для Kantar WorldPanel в Великобритании, обеспечивая техническую поддержку панели, позволяющей получить детальный анализ кросс-медийных рекламных кампаний и их влияние на реальное потребительское поведение. Не менее интересно и уже состоявшееся сотрудничество nurago с Google, в котором первая компания занималась технической поддержкой проекта по мониторингу эффективности онлайн-рекламы.
Вход SirValUse в состав GfK Group также не является случайным. SirValUse занимается изучением удобства интерфейсов, и поведением людей в процессе использования софта. К тому же, она входит в коммерческое объединение UXalliance (23 члена в разных странах), созданное в 2005 году и позволяющее проводить исследования глобального масштаба. В России объединение представлено компанией UIDesign Group, которая, также как и SirValUse, занимается созданием эффективных интерфейсов для онлайн-проектов.
В 2009 году общий объем продаж SirValUse и nurago составил 6,5 млн евро, а по итогам 2010 планируется, что он составит 9 млн евро. С 1 января обе компании полностью объединились, но пока продолжат работу под двумя названиями. Управляющие директора двух компаний также сохранят свои позиции.
Новшества не обошли стороной и Россию. «ГфК Русь» готовится запустить с февраля 2011 года ряд новых методик, основанных на технологиях Nurago. Новые методики, которые собираются использовать российская компания, объединяют технологии трекинга поведения пользователей в интернете (регистрация посещений вэб-ресурсов, контакты с рекламой) и метод онлайн-опроса для выявления эффектов рекламы (например, узнаваемость бренда, его оценка, готовность к покупке и пр.).
Вот несколько основных инструментов исследований, основанных на новых технологиях.
Методика AdSimulation позволяет в режиме эксперимента оценить эффективность рекламной кампании до ее запуска. Рекламные материалы заказчика с помощью специального приложения "загружаются" в интернет-браузеры респондентов, после чего респонденты живут своей «обычной жизнью» интернет-пользователей. Браузер случайным образом выбирает среди посещаемых респондентом сайтов те, на которые "размещает" рекламу заказчик. Все посещения вэб-ресурсов и контакты с тестируемой рекламой автоматически регистрируются. По окончании периода эксперимента среди участников тестовой и контрольной групп (последние не контактировали с рекламой заказчика) проводится опрос для измерения различных параметров эффективности рекламы.
Brand Spector – это инструмент для пост-кампейн анализа эффективности рекламы, применение которого имеет следующую логику. До запуска кампании среди респондентов проводится опрос, в котором измеряются различные параметры исследуемого бренда/продукта. Все материалы, участвующие в рекламной кампании заказчика, помечаются специальными кодами ("tracking tags"), а респонденты, участвующие в исследовании - "cookie-метками", что позволяет отследить последующие контакты респондентов с рекламой. По окончании периода трекинга, среди респондентов, контактировавших с рекламой заказчика, проводится повторный опрос. Сравнение данных опроса до и после рекламной кампании позволяет сделать выводы об ее эффективности. Если предтрекинговый опрос не проводился, то эффективность может быть измерена путем создания тестовой и контрольной групп (последняя формируется из числа респондентов, не контактировавших с рекламой) и сравнения данных.
Reactive Ad-Serving – это инструмент, позволяющий оперативно управлять эффективностью текущей рекламной кампании. Суть состоит в том, что помимо трекинга онлайн-контактов панелистов с текущей рекламой заказчика, отдельным подвыборкам панелистов в режиме эксперимента "подгружаются" тестовые рекламные материалы (они могут отличаться от уже задействованных в реальной рекламной кампании, например, форматом или креативным решением). После накопления определенного минимума контактов панелистов с рекламой, проводится опрос и сравнение результатов эффективности кампании для разных подвыборок. При выявлении параметров рекламной кампании, положительно влияющих на ее эффективность, реальная кампания корректируется.
BrandSpector Reach – это инструмент, позволяющий оценить аффинитивность медиа-плана целевой аудитории. Вэб-площадки, планируемые рекламодателем для размещения рекламы, помечаются специальным кодом ("tracking tags"), а панелисты, участвующие в исследовании, - cookie-метками, что позволяет отследить последующие "контакты" панелистов и вэб-ресурсов. Зная социально-демографические параметры панелистов, и обладая данными о посещении ими интересующих on-line ресурсов, становится возможным измерить социально-демографические характеристики последних и оценить их аффинитивность целевой аудитории.
Революционными новые методики назвать трудно. Так, TNS Россия во второй половине 2010 года запустила свою user-centric панель, применив тем самым иной способ «метки» пользователя. Методика предусматривает установку на компьютер панелиста специальной программы, отслеживающей вэб-ресурсы, которые он посещает. Российская компания OpenStat в середине 2010 года начала использовать метод сравнения эффективности рекламных вэб-площадок, помечая каждую специальным кодом, т.е. примерно так, как это предполагается в методике BrandSpector Reach. Можно предположить, что не останутся в стороне и другие крупные исследовательские компании, работающие в России. Заметим также, что для масштабной реализации подобных методик необходимы не только технологии, но и крупные онлайн-панели.