По данным АКАР, прирост российского рекламного рынка по итогам 2012 года оказался не таким значительным, как год назад, в 2011 – 13% против 18%. В чем причины снижения темпов роста рекламного рынка? Почему одни типы рекламы становятся популярнее, а другие сдают позиции? Чего можно ожидать от российского рекламного рынка в этом году? Публикуем первую часть обзора рекламного рынка за 2012 год, посвященную интернет-рекламе.
Рост Рунета замедлился
По итогам прошлого года объем рынка интернет-рекламы достиг 56,3 млрд. рублей (данные АКАР). Реклама в Интернете сохраняет лидерство по темпам роста среди других сегментов рынка, однако ее прирост по итогам года оказался не таким впечатляющим, как в 2011 году – 35% против 56%. Одна из возможных причин: снижение темпов роста аудитории Рунета. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), осенью 2012 года среднемесячная аудитория российской зоны Интернета составила 61,1 млн. человек – на 6,6 млн. больше, чем осенью 2011 года, однако в 2011 году прирост по сравнению с предыдущим годом был значительно больше – 8 млн. человек.
Рисунок 1. Суточная, недельная и месячная аудитории Рунета (млн. человек)
Источник: ФОМ, бюллетень «Интернет в России. Осень 2012 года»
Запутались в типологии
Во многих исследованиях рекламного рынка, в т.ч. и данных АКАР по 2012 году, выделяются два типа рекламы в Интернете – контекстная (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах, содержание которых соответствует контенту страницы и интересам пользователя) и медийная (включает в себя баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы). Прошлый год оказался более удачным для «контекста», прирост этого сектора составил 45%, в то время как «медийка» выросла лишь на 17%. Таким образом, объемы основных секторов интернет-рекламы достигли 38,4 млрд. рублей и 17,9 млрд. рублей, соответственно. Однако Александр Беляев, руководитель отдела интернет-исследований АЦВИ отмечает, что разделение интернет-рекламы на эти два вида устаревает: «Очень быстро меняются технологии. Классическое деление рекламы на контекстную и медийную необходимо переосмыслить, добавить новые сегменты. К примеру, сегмент видеорекламы в Интернете также уже может рассматриваться как значимый и экспертно оцениваться».
Что тормозило рост?
В течение года показатели роста рекламы в Интернете колебались: в январе-марте прирост составил 43% (по сравнению с аналогичным периодом 2011 года), в июне АКАР зафиксировала 45%, в сентябре – 40%. Снижение показателей прироста осенью эксперты объясняют, прежде всего, запретом рекламы алкоголя в Интернете: «Темпы роста рынка могли быть существенно больше, но из-за запрета рекламы алкоголя было потеряно около 5% объема рынка медийной рекламы», - объясняет Алексей Катков, вице-президент и коммерческий директор Mail.ru Group. Кроме того, по мнению эксперта, интернет-рекламе повредило то, что телевидение после изменений в системе подсчета аудитории получило дополнительное количество инвентаря и имело привлекательные цены на размещение рекламы. Наконец, Катков утверждает, что темпы роста оказались не слишком высокими еще и потому что компании, занимающиеся размещением рекламы в Интернете, начали больше думать о пользователях и сокращать количество рекламных объявлений на страницах: «Площадки заигрались в аудиторию. Если раньше компании были нацелены на IPO, и после размещения на бирже им было принципиально показывать высокие результаты по темпам роста и выручке, то сейчас все устаканилось. Площадки начали делать реверансы в сторону рекламы, соответствующей интересам пользователя, а полезность такой рекламы для рекламодателя стала второстепенным вопросом. К примеру, в прошлом году Mail.ru Group сняла два из трех рекламных форматов на своей основной интернет-пилощадке».
Упомянутые факторы привели не только к снижению темпов роста рынка интернет-рекламы, но и закономерно отразились на доходах крупнейших игроков этого рынка – «Яндекс» и Mail.ru Group. Так, темпы роста компании «Яндекс» после первых трех кварталов прошлого года составили +47% (осенью 2011 года тот же показатель составил +60%), Mail.ru Group за этот же период показала прирост 36,5 % (против 59% осенью 2011 года).
Снижение прироста рынка интернет-рекламы продолжилось и в последнем квартале 2012 года. Это было обусловлено не только упомянутыми факторами, но и высокой базой для сравнения. Парламентские выборы в конце 2011 года стимулировали подъем рекламного рынка, а именно с этим периодом сравнивались данные конца 2012 года. В итоге годовой прирост рынка интернет-рекламы составил 35%.
Рисунок 2. Объем рынка интернет-рекламы в России в 2000-2012 гг., без НДС (в млрд. руб.)
Источник: АКАР
Мобильная реклама жмет на газ
Однако, несмотря на влияние негативных факторов, у рынка интернет-рекламы есть серьезные перспективы для дальнейшего роста. В прошлом году появилась новая технология размещения интернет-рекламы Real Time Budding, позволяющая проводить онлайн-аукционы между сайтами, которые предоставляют доступ к аудитории с определенными характеристиками, и рекламодателями. В октябре компания Google анонсировала технологию Universal Analitics (новое поколение системы Google Analitics), которая позволит перейти от учета посещаемости по показателю сессий к учету на уровне посетителей, сможет идентифицировать пользователей, использующих несколько устройств доступа, проверять эффективность мобильных приложений. Потенциал развития рекламы на мобильных устройствах огромен – по данным статистики Live Internet, доля трафика с мобильных платформ (iOS, Android, Symbian) в декабре 2012 года составила 23,5% от общего числа посетителей сайтов Рунета (для сравнения – в 2011 году этот показатель равнялся 7,8%).
«Предполагаю, что в 2013 году произойдет прорыв мобильной рекламы. Сейчас это микроденьги, потому что лидирующие компании на рынке интернет-рекламы пока не обращают должного внимания на мобильную рекламу. Я думаю, что они совсем скоро начнут играть на этом поле, и мобильная реклама станет весомым сегментом», - считает Алексей Катков.
Положительным фактором для развития интернет-рекламы может стать то, что с начала текущего года исследовательская компания TNS начнет публиковать отчеты с данными об измерении интернет-аудитории в небольших городах и селах России. Сопоставление этих данных, получаемых с помощью панельных исследований, с измерениями ФОМ, проводящими в формате личных интервью, позволят точнее улавливать тренды происходящих на рынке изменений.
По мнению экспертов, если в текущем году не произойдет кризисных явлений, то можно ожидать сохранение и даже увеличение темпов роста рынка интернет-рекламы. «Считаем, что в 2013 году динамика рынка должна быть лучше. Нет причин для того, чтобы она была хуже. Наполненность рекламных площадок в Интернете высокая», - говорит Алексей Катков.