Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Рекламный рынок-2012. Телереклама

Рекламный рынок-2012. Телереклама

Сектор ТВ-рекламы замедлил рост

По итогам 2012 года телевидение остается самым популярным рекламоносителем. На его долю приходится чуть более 48 % российского рекламного рынка (143,2 млрд. рублей). Однако рост рынка телевизионной рекламы за последний год составил всего 9% - в два раза меньше, чем в предыдущем 2011 году. Это начало стагнации?

Взлеты и падения рынка

Рисунок 1. Объем рынка телевизионной рекламы в России в 2000-2012 гг., без НДС (в млрд. руб.)
Источник: АКАР
В течение года рынок телевизионной эфирной рекламы развивался неравномерно. В первом квартале он вырос на 10% (по сравнению с первым кварталом 2011 года). Позитивным фактором для продавцов рекламы и крупных телеканалов в начале прошлого года могло стать то, что исследовательская компания «TNS-Россия» увеличила в выборке долю семей, имеющих более одного телевизора. Это привело к росту телесмотрения среди некоторых возрастных групп и, следовательно, к повышению рейтингов центральных телеканалов.
Рисунок 2. Среднесуточное время просмотра телевизора среди населения (минут в день)
Источник: TNS Russia, проект TV Index. Россия (города 100 000+), телесезон (сентябрь — июнь), сутки в целом. Учитывается смотрение всех телеканалов (национальных, тематических, региональных) в совокупности.
По данным TNS, в 2012 году в целом среднесуточный показатель телесмотрения среди всех возрастных групп составил 238 минут в день (на 3 минуты больше, чем по итогам сезона 2011-2012). В возрастной группе 35…54 показатель вырос до 266 минут, в группе 54+ - до 340 минут в сутки. В то же время в группе 4…17 показатель остался на том же уровне – 138 минут в сутки, а среди зрителей в возрасте от 18 до 34 лет сократился до 163 минут.
Во втором квартале в темпах роста телерекламы произошел существенный спад - прирост составил лишь 6 %. По мнению экспертов Аналитического центра «Видео Интернейшнл» (АЦВИ), такие показатели могут быть вызваны нетипичным сезонным распределением рекламных доходов в 2011 году (с завышенными показателями в апреле и мае и с заниженными в июне). Кроме того, в условиях экономической неопределенности крупные рекламодатели не рискуют выделять большие рекламные бюджеты, предпочитают тратить понемногу и дробить рекламные кампании на небольшие периоды. Однако, по словам директора центра маркетинговых исследований АЦВИ Сергея Веселова, «во втором полугодии рынок понял, что катастрофы не будет, и начал расти».
Увеличение показателей прироста сегмента телевизионной рекламы началось еще в конце второго квартала: в июне рекламодатели решили воспользоваться трансляциями чемпионата Европы по футболу, чтобы привлечь внимание аудитории, и рекламный рынок сразу взлетел на 10 % (см. рисунок 2). Трансляции Олимпийских игр в Лондоне также помогли телевизионному рынку показать прирост (значительный по сравнению с низкими показателями августа 2011 года), несмотря на запрет телевизионной рекламы пива, вступивший в силу 23 июля.
Рисунок 3. Помесячный прирост рекламных бюджетов на эфирном ТВ в 2012 году (к соответствующим месяцам в 2011 года), %. 
Источник: АЦВИ
С октября показатели прироста рекламы на эфирном телевидении снова поползли вниз, что и дало суммарный годовой показатель прироста доходов эфирного телевидения в 9 %. По словам экспертов АЦВИ, подобное падение темпов роста вызвано не только внешними негативными факторами (экономическая неопределенность и боязнь кризиса, запрет рекламы пива), но и естественным замедлением после посткризисного скачка.    

Эксперты пересмотрели неэфирное вещание

После высоких показателей  в 2011 году (прирост 36 %) замедлился рост показателей и рекламы на кабельно-спутниковом телевидении – 27 %. Доля такого вида рекламы в общей структуре рекламы на телевидении невелика – чуть более двух процентов и годовой оборот в 3,31 млрд. рублей. Однако этот сегмент динамично развивается, поэтому эксперты АКАР, «Видео Интернейшнл» и «Газпром-Медиа» в 2012 году решили усовершенствовать параметры измерения рекламы на кабельно-спутниковом телевидении. Аналитики уточнили  границы между «эфирными» и «тематическими» каналами, более корректно проанализировали отдельные подсегменты рекламы (в частности, реклама в телемагазинах была оценена в 400 млн. рублей), включили «скрытую рекламу» («джинсу») в подсчет общего бюджета по сегменту, а бартерные (кросс-медийные) сделки решили не учитывать в рекламном бюджете.
Среди тенденций развития телевизионной рекламы и телевидения в целом Сергей Веселов отметил постепенное стирание границ между эфирным и неэфирным телевидением, поскольку в условиях быстрого развития технологий контент становится более важным, чем способ передачи. Кроме того, увеличивающаяся сегментация аудитории способствует росту популярности тематических каналов и может привести к снижению аудитории федеральных каналов и, как следствие, к уменьшению их доли в размещении рекламы. По последним данным, опубликованным Федеральной антимонопольной службой (ФАС), по итогам 2010-2011 гг. самые крупные доли в национальном размещении рекламы имеют «Первый канал» (23,42%), ВГТРК и «СТС-Регион» (по 16,09%), «Телекомпания НТВ» (15,4%) и «ТНТ-Телесеть» (9,46%).

Телевидение сохранит лидерство на рекламном рынке

По оптимистичным прогнозам, в этом году ситуация на телевизионном рынке будет не хуже, чем в прошлом. «Думаю, что в среднесрочной перспективе телевидение сохранит доминирующую позицию на рынке, и его доля будет колебаться в пределах 45-50%. Есть компании, которые пробуют Интернет-рекламу, но не получают ожидаемого эффекта, и делают выбор в пользу телевидения», - утверждает Сергей Веселов.
Рисунок 4. Структура российского рекламного рынка в 2012 году
Источник – АКАР. В скобках указан объем рекламного рынка каждого сегмента (в млрд. рублей, без НДС).
О возможных показателях роста телевизионной рекламы в текущем году эксперты говорят с осторожностью. В начале 2011 года эксперты АЦВИ давали прогнозы о том, что в 2013 году платежеспособный спрос на рекламу может составить 205 млрд. рублей без НДС. Но с учетом того, что сейчас объем рынка телевизионной рекламы составляет 143,2 млрд. рублей, а темпы роста сегмента замедляются, осуществление такого прогноза кажется маловероятным.
Тэги:

Кол-во просмотров: 13937



Еще по теме

Сервисы доставки: новая нормальность

Сервисы доставки: новая нормальность

Что, кому, зачем и куда надо доставлять

Смотрите, кто пришел

Смотрите, кто пришел

Какие бренды любят россияне, и есть ли любовь в мире продаж

Парадоксы онлайн-торговли

Парадоксы онлайн-торговли

Чем экономные люди отличаются от расточительных

Цена имеет значение

Цена имеет значение

Выбирая подарок, не надо мелочиться. Есть риск того, что он станет "самым ужасным подарком, который был получен когда-либо".

От баннеров к виджетам

От баннеров к виджетам

Кризис пересмотрел эффективность приемов интернет-маркетинга