Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Все по-честному

Все по-честному

Российские производители молочных продуктов начали «крестовый поход» против пищевых фальсификатов

Более половины сливочного масла, реализуемого российской торговлей, таковым не является. Это не шутка, а реальные результаты мониторинга, проведенного во второй половине 2011 года Национальным союзом производителей молока «Союзмолоко». «Под раздачу» попало не только масло, но и сгущенное молоко, творог  и сметана. Более 60% банок, на этикетке которых было четко написано «Сгущенное молоко» (не «сгущенка», а именно «сгущенное молоко»!) содержали растительные масла (пальмовое и т.п.), которых там не должно было быть ни при каких раскладах. Точно так же их не должно было быть и в сметане (в отличие от «сметанного продукта») и твороге, однако более 30% образоцв проанализированной «Союзмолоком» продукции их, тем не менее, содержали. Еще интереснее ситуация с плавлеными сырами – более 70% образцов оказались «с душком», т.е. с растительными маслами. 

Эти результаты озвучил Андрей Даниленко, председатель правления «Союзмолока» на пресс-конференции, проведенной этой ассоциацией 13 декабря 2011 года совместно с АКОРТ (ассоциация компаний розничной торговли) и Руспродсоюзом, представляющим производителей. Соответствующие материалы уже переданы в ФАС, Роспотребнадзор и самим нарушителям, т.е. компаниям, выпустившим фальсификат. По результатам обращений ФАС возбудило 9 дел о нарушении антимонопольного законодательства в 7 регионах страны, включая обе столицы. Однако главное наказание для нарушителей подготовили ретейлеры, которые готовы, по словам Ильи Якубсона, представлявшего АКОРТ, отказать им в месте на полке. Словом, санкции серьезные, но из-за чего, собственно, весь сыр-бор?
Участники молочного рынка, по словам Даниленко, «не раз высказывали свою обеспокоенность ситуацией с неправомерным использованием растительных жиров тропического происхождения при производстве молочной продукции». О массовости явления говорит тот факт, что импорт наиболее часто используемого для этих целей масла - пальмового – вырос в 2010 году на 30%. Понять производителей можно: стоимость пальмового масла в несколько раз ниже, чем натуральных молочных жиров, а на дворе как раз был кризис, так что…
И не то чтобы пальмовое масло нельзя было добавлять – можно. Сегодняшние законы достаточно либеральны: пиши ТУ (технические условия), регистрируй, проверяй на безопасность и – выпускай. Но имидж у продукта, конечно, получается не тот. Поэтому, скажем так, «многие производители» (некоторых мы назовем чуть ниже), не стали акцентировать внимание покупателей на составе, а добавляли тропические масла «втихую», не отражая этого факта на упаковке. Это, конечно, нарушение Федерального закона № 88-ФЗ от 12.06.2008 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», но – кто ж узнает? Вот такой получился посткризисный тренд.
Ситуация эта возникла не вчера, но  до сих пор как-то не воспалялась - притерпелись. Однако в 2011 году все как-то «вдруг» заговорили о вступлении России в ВТО как о решеном деле. И вот тут добросовестным российским производителям стало не по себе. Ведь понятно, импортные продукты будут проще проникать на наш рынок, а имея в глазах покупателей имидж «голубого воришки Альхена» конкурировать с ними отчественным производителям будет непросто. В этом смысле начатый «Союзмолоком» проект «Честная полка», предусматривающий регулярное проведение мониторинга молочной продуции и соответствующие «оргвыводы» для нарушителей, выглядит как «наш ответ Чемберлену». Не случайно проект нашел поддержку у союзов ретейлеров (АКОРТ) и отечественных производителей («Руспродсоюз»).
При этом речь не идет о запрете на использовании тропических жиров. «Указывайте их на упаковке и используйте, - говорит Даниленко. – Товарные категории  для мониторинга мы выбирали , исходя из того, что ни в сгущеном молоке, ни в плавленом сыре, сливочном масле, твороге, сметане растительных жиров не должно быть «по определению». Их наличие или отсутствие и было проверяемым фактом».
Судить о том, насколько результаты отражают ситуацию в масштабе всей страны, пока трудно. Бюджет проекта, по словам Даниленко, составляет всего 100 тыс. рублей. Однако лиха беда – начало. Недавно «Руспродсоюз» инициировал проверки качества в бакалейной и консервной отраслях в 4 регионах. Результаты обещали объявить широкой публике в 1 квартале 2012 года.
По сути, внешняя угроза стала катализатором внутренних процессов по усилению саморегуляции и консолидации отрасли. Зачем это нужно? «Мы рассчитываем на то, что самоорганизация продовольственной отрасли и систематизация работы в области проверок качества продуктов питания сделают переговоры о цене продукта на полке между поставщиком и ритейлером объективными, а конкуренцию между производителями – добросовестной, - полагает председатель правления Руспродсоюза Максим Протасов. – А это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность наших товаров по сравнению с импортными аналогами».
Свои резоны, но похожие выводы у ретейлеров, которые очень часто оказываются «крайними» в общении с покупателями – в прямом и переносном смысле. «Совместная работа с отраслевыми союзами важна для нас, - говорит Илья Якубсон. - Последовательный подход к искоренению психологии обмана партнеров и потребителя поможет нам не только сделать наши полки более честными, но и покупателя значительно более довольным. Ведь решение о том, что купить, он будет принимать сознательно, а не под влиянием этикетки, часто вводящей его в заблуждение».
Такого рода проверки проводились всегда (обычно по заявлениям покупателей в Роспотребсоюз), однако, в данном случае, речь идет о системном взаимодействии производителей, ретейлеров и госорганов. Процесс самоорганизации отрасли – дело, конечно, длинное. Однако первые результаты уже есть. Например, импорт пальмового масла в первые три квартала 2011 года снизился на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2010 г. Немного, но это лишь первая расточка, ведь снижение - это результат не столько проверок, сколько слухов о них. Реальную величину снижения импорта растительных жиров можно ожидать по итогам 2011 года.
Инициаторы проекта готовы назвать и первых «героев», к продукции которых есть, по словам Даниленко, «неоспоримые претензии». Встречайте! 

Продукт сырный плавленый колбасный копченый, ООО «Омский завод плавленых сыров»; 

Плавленый сыр сливочный, ООО  «Маслосырбаза «Энгельсская»; 

Молоко цельное сгущенное с сахаром, ЗАО «Верховский молочно-консервный завод»; 

Молоко цельное сгущенное с сахаром, ОАО «Белмолпродукт»; 

Масло сливочное натуральное, ОАО «Аньковское»; 

Масло сливочное традиционное, ООО «ПК Ильинское 95».

Впрочем, этот перечень, сформированный на 13 декабря 2011 года, нельзя считать ни полным, ни окончательным. Предприятия могут ликвидировать нарушения (и этот процесс активно идет) и выпасть из списка. Но на их место (будем реалистами), скорее всего, придут новые «герои». На то и щука в море, чтоб карась не дремал. 
От редакции: фото взяты с сайтов упомянутых компаний и дистрибуторов продукции
Тэги:

Кол-во просмотров: 7844



Еще по теме

Сервисы доставки: новая нормальность

Сервисы доставки: новая нормальность

Что, кому, зачем и куда надо доставлять

Смотрите, кто пришел

Смотрите, кто пришел

Какие бренды любят россияне, и есть ли любовь в мире продаж

Парадоксы онлайн-торговли

Парадоксы онлайн-торговли

Чем экономные люди отличаются от расточительных

От баннеров к виджетам

От баннеров к виджетам

Кризис пересмотрел эффективность приемов интернет-маркетинга

Рекламный рынок-2012. Пресса

Рекламный рынок-2012. Пресса

Перспективы печатного слова как рекламоносителя туманны