Современные россияне готовы отказываться от привычной жизни ради реализации собственного потенциала
Жить так, как все – стратегия, которая все меньше становится свойственна современному человеку. Люди стали осознавать, что этот мир предлагает им намного больше, чем идти «по накатанной дорожке», и у них есть возможность выходить за пределы собственного «я». Тренд, который исследовательские компании Bojole research и «Радость понимания» окрестили, как «рефлексивность» современного общества, проявляется в многообразии в жизни каждого человека. Сегодня мы сами решаем, какими быть и свои решения вправе менять.
Две волны исследований (количественных и качественных), проведенные весной 2009 и 2010 года компаниями показали, что для бизнеса «рефлексивность» означает возможности предлагать потребителю что-то действительно новое, то, что удовлетворяет его внутренние потребности, отвечает его видению себя. Но за каждым товаром с надписью new потребитель будет искать подлинность.
Построй себя
Рефлексия заставляет людей бороться с недостатками собственного тела и души. Слово «диета» знакомо практически каждой женщине, пластические операции и омолаживающие процедуры пользуются изрядной популярностью, и, кроме того, с помощью медикаментов человек научился управлять естественными функциями своего организма, в том числе репродуктивной, роста и развития и т.д. Однако, исследования, проведенные в 2010 году, говорят о том, что среди женщин становится меньше тех, кто считает, что современная дама в 45 должна выглядеть не хуже, чем в 25. Притом, что число согласных с этим утверждением по-прежнему велико – 86%, в 2009 году было 91%.
Возможно, это результат другого проявления тренда «рефлексивности» - поиск подлинного, аутентичного. Присматриваясь к своему внутреннему миру, люди невольно пытаются отыскать там то, что называется «вечными ценностями». В результате, многие задумываются о своих корнях и заказывают родословную или начинают употреблять только органические продукты. Это, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие ценностно-ориентированного потребления.
Интернет предоставляет еще одну возможность заново выстроить себя, хотя и виртуальную. На множестве сайтов человек может описать себя так, как ему будет угодно, даже заново сформировать свою биографию, завести новых знакомых и, в целом, вести параллельно другую жизнь. Согласно последним результатам исследования, 19% респондентов иногда хочется пожить другой жизнью, и интернет даёт им такую возможность.
Жизненные стратегии меняются
Однако, многие не боятся кардинально себя изменить и в реальной жизни: в последнее время людям присуще иные, чем раньше, возрастные, половые и карьерные стратегии. Но обо всем по порядку.
Культ детства и молодости проявляется в увлечении взрослых мультфильмами. Например, телеканал 2х2, который позиционирует себя, как телеканал для взрослых мальчиков и девочек – яркое тому подтверждение. Также образовываются различные движения, вроде кидалтов, которое объединяет людей, увлекающихся детскими игрушками. С обложек глянцевых журналов смотрят модели с совсем еще юношеской внешностью. Взрослые хотят вернуться в детство и, возможно, это их подталкивает вести себя необычным образом, то есть не выполнять предписанные им социальные роли жены, мужа, родителя, офисного сотрудника и т.д.
Меняются половые стратегии, а за ними и формы семейных отношений. Скажем, во многих западных странах однополые браки входят в обыденность. На смену традиционному браку приходит «гостевой», когда муж и жена живут отдельно, и лишь заходят друг к другу в гости.
То же самое происходит и с работой. Достичь успеха сегодня может каждый, главное этого только захотеть, считает 91% опрошенных. При этом 45% по сравнению с 41% год назад скорее реализуют себя в своих хобби и увлечениях, нежели на работе. Интерес у соискателей вызывает работа, предоставляющая свободный график, работа без места или «в пути». Словом, люди пытаются многое успеть и открыть для себя как можно больше нового.
Неволшебное слово «new»
Новинки давно стали двигателем продаж. Возможность попробовать что-то новое, будь-то одежда, путешествие или кафе, отвечает потребности многих людей. За последний год охота за новыми приключениями и экстримом обострилась среди тех, кому сегодня 30-34 года. 34% респондентов этого возраста полностью согласились с тем, что они стараются получить как можно больше новых ощущений, попробовать себя в необычных, экстремальных ситуациях. Весной 2009 года таких людей было на 13 % меньше.
Однако технические новинки стали вызывать меньше интереса, чем раньше. Видимо, уже пресытились постоянные обновления модельных рядов телефонов, ноутбуков и компьютеров. Приобрести только что вышедшую техническую новинку в 2010 году стараются 21% мужчин вместо 27% год назад, также упал интерес к техническим новинкам и среди тех, кому сегодня 25-29 лет, с 20 до 9%.
Кроме того, на 9% снизилось количество женщин, всегда старающихся носить одежду и обувь из коллекций последнего сезона. Почему, несмотря на тягу к новым ощущениям, интерес к ярлыку «new» все же падает?
Исследователи отмечают, что происходит ревизия культа новизны, то есть новое перестает быть сигналом, и людям нужно пробовать и понимать, действительно ли это новинка именно для них.
И если путешествие или экстремальный вид развлечения гарантируют новые эмоции, то йогурт с новым вкусом вряд ли произведет тот же эффект. Можно сказать, что люди ищут аутентичную, подлинную новизну, и готовы совершать для этого поступки, вплоть до изменения пола.