18 ноября 2011 г. агентство Grape выпустило очередной, уже восемнадцатый по счету трендлеттер. Его особенность в том, что в Grape наконец-то решились пуститься в самостоятельное плавание. Отчет содержит уже не только перевод материалов трендвотчингового агентства TrendOne (Германия), но и идеи, собранные непосредственно в российском компании. В трендлеттере Grape только 15 переводных материалов, остальное - наблюдения российских рекламистов. В первые выпуски трендлеттера также не были целиком переводными, но в дальнешем энтузиазм россиян поубавился. Так что сам факт возвращения Grape к самостоятельному трендвотчингу - факт показательный. О чем он говорит?
Понятно, что тема собственных материалов будет развиваться, но вопрос о том, какую бизнес-модель изберут в Grape для ее развития остается открытым. До сих пор мы видели классическую «информационную модель»: полная версия трендлеттера продавалась, «облегченная» рассылалась бесплатно, стимулируя продажи. Весьма вероятно, что еще одна цель «облегченной» версии заключалась в привлечении внимания к основным услугам рекламного агентства. Правда, в последнем случае информационный продукт является вспомогательным и имеет мало шансов получить инвестиции и развиваться.
Однако после появления в трендлеттере самостоятельных материалов можно предположить, что в Grape рассматривают это направление как важное. Тогда можно предположить, что трендвотчинг может стать для российского агентства отдельным бизнесом. Отсюда вытекает создание отдельной дочерней компании (примеры есть – это Ailove, Grape Media). В итоге, мы можем получить первое в России именно трендвотчинговое агентство, основным бизнесом которого является наблюдение за трендами, консультирование и продажа информационных материалов.
Хотя такая модель известна, в России до сих пор она не была реализована в чистом виде. Время от времени появляются (и куда-то пропадают) сайты вроде intrends.ru. Безусловно, работают серьезные трендвотчинговые команды, как в сетевых (JWT), так и российских рекламных агентствах. Тему трендов эксплуатируют производители (в основном, в маркетинговых целях). Есть специализированное трендвотчинговое агентство
InTrends в Украине, работающее с зарубежными партнерами, из которых самый известный – это сеть
Youth Research Partners (YRP). А вот в России компании, работающие по аналогичной модели, нам неизвестны. Так что, Grape может быть первым на этой поляне.
Впрочем, создать агентство, занимающееся трендвотчингом, непросто – недаром их не было у нас и немного в мире. Эта тема хороша, чтобы «написать звонкую статью», «прозвучать в прессе». Когда же речь идет о выводе на рынок новой услуги, все иначе. Так что консерватизм Grape понять можно. Но как быть тогда с пожеланием «будьте в тренде», встречающемся в трендлеттере?