Нужны ли вкусные продукты? Странный вопрос. «Конечно, нужны», - отвечают и производители, разрабатывающие все новые и новые вкусы, и покупатели, отмечающие нужные пункты в анкетах исследователей. Так, по данным онлайн-опроса, проведенного компанией Online Market Intelligence (OMI) в августе 2010 года (в нем приняло участие 2700 человек, проживающих в крупных городах России), лишь 1% респондентов согласился с утверждением «Я ищу скидки, а не вкусы». Словом, вкусы дороже денег. Но тут же возникают другие вопросы: какие именно вкусы ищут покупатели, и насколько важна для них точность «попадания во вкус». И если на первый из них ответ известен – «на вкус и цвет товарищей нет», - то на второй он далеко не так очевиден.
По данным уже упомянутого исследования OMI, большинство респондентов (69 %) готовы «сменить ориентацию» и купить продукт с другой вкусовой добавкой, если на полке не окажется нужного. Еще 13% из числа ответивших считают себя «вне игры»: они предпочитают натуральные продукты без вкусовых добавок, причем, чем старше возраст респондентов, тем больше их доля среди тех, кто вкусовые добавки отвергает.
Респондентов, считающих, что «всегда что-то можно подобрать» и тех, кому непосредственно «нравится пробовать новые вкусы» поровну (по 30%). Неудивительно, что среди «безразличных» к вкусовым добавкам больше представителей сильного пола (32 % всех ответивших мужчин), а среди тех, кто всегда не прочь попробовать что-то новое – 35% женщин – респондентов («любопытных» мужчин – 24%). Купить что-то близкое по вкусу согласны 9% респондентов, причем, среди них мужчин немного больше, чем женщин.
Диаграмма 1. В магазине не оказалось продукта с нужной вкусовой добавкой. Что Вы будете делать?
Источник: Online Market Intelligence (OMI)
Какое влияние при выборе вкуса оказывает «любимый бренд»? Готов ли потребитель ради нужного ему вкуса изменить марке, если ее нет на полке? Данные опроса OMI подтверждают: бренд важен, но… не очень. Лишь 9% респондентов согласны с утверждением: «У разных брендов разные вкусы, даже если на упаковке нарисован один и тот же фрукт, поэтому я ориентируюсь не столько на вкус, сколько на бренд». Тех, кто остается верен любимому вкусу и готов отправиться на его поиски в другой магазин, немного меньше 7%.
Надо ли и говорить, что полученная картина легко может измениться, в случае, если вкус станет нестабильным. Если в упаковке с изображением одной и той же любимой ягодки будет скрываться йогурт, имеющий каждый раз новый вкус, то 30% любителей нового, легко превратятся в 100%. Разница в три раза кое-чего стоит.