Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Рано радоваться

Рано радоваться

Что происходит с зарплатами исследователей рынка

Движение кадров – тема всегда актуальная и всегда щекотливая. Особо ценных сотрудников в компаниях берегут, и отрасль маркетинговых исследований – не исключение. Но все проходит, и рано или поздно любой сотрудник может уйти из компании. В лучшем для бывшего работодателя случае, на сторону клиента, а в худшем – к конкуренту. Повлиял ли кризис на эти процессы?

Народу много, а людей нет

Большинство из опрошенных R&T экспертов утверждают, что спрос на квалифицированных ресечеров растет. Причин может быть несколько. Первая и самая приятная для исследователей - увеличение числа заказов. Андрей Игнатович, генеральный директор компании Onix Marketing отмечает, что в 2009 году количество заказов в его компании увеличилось более чем на четверть по сравнению с 2008 годом, и сейчас ведется поиск сотрудников в количественный отдел. О том, что рынок маркетинговых исследований встает на ноги говорит и Алексей Харь, коммерческий директор Market Capital Solutions. «Естественно, это отражается и на маркетинговых агентствах, количество заказов увеличивается», считает эксперт.
Другая причина роста вакансий и, как следствие, обострение «борьбы за головы» – демографическая. Многие россиянки избрали свой внеэкономический путь борьбы с производственными неурядицами, связанными с кризисной нестабильностью. «В сфере маркетинговых исследований примерно 80% штата составляют женщины, - рассказывает Олеся Немковская, директор по работе с персоналом Ipsos. – Кризис явился стимулом всерьез задуматься о материнстве, и в конце 2008 - 2009 годах, многие молодые квалифицированные специалисты ушли в декрет. Образовался дефицит опытных аккаунт-менеджеров, руководителей проектных команд. Часть этих позиций заняли «выросшие» сотрудники компании, а часть – некоторое время оставалась свободной»
Понятно, что подобные проблемы возникли не только в Ipsos, так что у ресечеров, ощутивших «охоту к перемене мест» есть выбор. «Рынок МИ достаточно узок, поэтому даже в кризисный год квалифицированные кадры были крайне востребованы. Однако, сегодня у кандидатов появился больший по сравнению с прошлым годом выбор вакансий», - подтверждает Анна Лачко, директор по HR и корпоративным коммуникациям ТNS Россия.

Верность флагу

Одно из самых распространенных требований работодателей в МИ – опыт работы кандидата от трех лет. Олеся Немковская отмечает, что сегодня наиболее востребованы исследователи на позиции senior research manager, и именно с нее сотрудники чаще всего уходят на сторону клиента. "Также в сети опубликовано довольно много объявлений о поиске специалистов уровня research executive, опытом 1-2 года. Этот "провал" может быть связан с тем, что многие компании в период нестабильности в экономике не нанимали выпускников и экономили на бюджетах на обучение", - говорит Немковская.
Удерживают ли сейчас компании сотрудников и с помощью чего пытаются привлечь новых? На этот счет мнения у экспертов расходятся. Кто-то считает, что «свято место пусто не бывает», а кто-то нацелен на долгосрочные мотивационные стратегии.
Алексей Харь из Market Capital Solutions полагает, что полезность сотрудников – единственное, что может мотивировать работодателя заинтересовывать персонал. При этом, если сотрудник начал посматривать «на сторону», то рано или поздно он уйдет, так уж лучше рано. Практику переманивания сотрудников у конкурентов в Market capital solutions не практикуют, так как считают пагубной. Похожей позиции придерживается и Андрей Игнатович: «Если сотрудник по какой-то причине решил поменять место работы – зачем ему мешать? Если работодатель, как совокупность факторов, специалиста устраивает, всегда есть возможность обсудить условия сотрудничества и интересующие детали». Эти детали, по мнению Сергея Гнедкова, генерального директора FDF Group, в данном случае стандартные: «деньги, цацки, должности, условия труда».
Если сотруднику предложили что-либо из вышеперечисленного, а, по словам экспертов, клиентская сторона продолжает манить специалистов высокой зарплаты, то надо применять метод «контроффера» или встречного предложения,  считает Анна Лачко. Предложение, от которого трудно отказаться, должно быть эквивалентным, как по размеру вознаграждения, так и спектру профессиональных и должностных обязанностей,. Но в идеале, конечно, лучше не доводить ситуацию до этой точки, и наилучший выход – это все-таки системный подход к программам мотивации и развития персонала, - полагает Лачко.
Мария Вакатова, директор по маркетингу и коммуникациям Synovate, называет движение на рынке труда в МИ естественным и неизбежным процессом. Лучший способ удержания ценных сотрудников, по мнению Вакатовой, – это выстраивание яркой и сильной корпоративной культуры. Один из инструментов – это глобальные конференции, возможность обучения и развития внутри своей компании. Вакатова вспоминает в качестве такого примера поездку на конференцию “Планета Synovate” в Новом Орлеане, где вместо обычных тренингов, сотрудники поучаствовали в благотворительной акции в пользу новоорлеанских художников, пострадавших от урагана «Катрина» в США. Подобные вещи, по мнению эксперта, как нельзя лучше мотивируют персонал и повышают его лояльность к компании.

Стоп-кран

Однако, говоря низкой прозой, самый сильный мотивирующий людей фактор – это стабильная и высокая зарплата. Если возник дефицит, то специалисты по маркетинговым исследованиям весной 2010 года стали стоить дороже. Так ли это? И да, и нет.
Сергей Гнедков говорит, что рост зарплат в сфере маркетинговых исследований и не прекращался, хотя в 2009 году и несколько замедлился.
Анны Лачко из TNS, напротив, полагает, что роста уровней зарплат с агентской стороны не наблюдается. Если какие-то изменения и произошли, то они были в пределах инфляции. При этом Лачко отмечает, что положительный эффект кризиса проявился в том, что хотя бы на время положен конец «гонке зарплат».
Однако, на чужой лужайке трава всегда зеленее. И порой это действительно так. Например, клиентская сторона практически всегда предлагает более высокую зарплату специалистам по маркетинговым исследованиям. И сейчас с этой точки зрения клиенты агентств также активизировались, несмотря на период отпусков. Но особенно активным с этой точки зрения, по словам Олеси Немковской из Ipsos, был апрель.
Однако не рано ли поводить итоги кризиса? Андрей Игнатович справедливо заметил, что на сегодняшний день в мировой экономике не устранены причины, спровоцировавшие кризисную ситуацию. И единственным понятным средством сохранения контроля над ситуацией является режим экономии и сокращение издержек как на макроуровне, так и на уровне предприятий.
Есть и еще одна причина, препятствующая росту зарплат – давление на рынок труда со стороны сотрудников, сокращаемых в связи с закрытием проектов. Одно из последних масштабных событий такого рода – свертывание работ компанией «Бизнес Аналитика» по одному из своих ключевых проектов – ретейл-аудиту. Что будет с сотрудниками, работающими в этом направлении? В «Бизнес-аналитике» комментируют тему скупо: «до июля 2010 года исследования по ретейл-аудиту будут продолжаться, а затем в компании определятся с количеством сотрудников, необходимых для дальнейшей работы. Отношения с высвобождающимися сотрудниками  будут прекращаться в соответствии с российским трудовым законодательством». При этом, в компании не уточняют сколько человек сегодня занято в проекте и полагают, что в ценных сотрудниках с опытом работы в области маркетинговых исследований, будут заинтересованы партнеры "Бизнес Аналитики". Правда, на каких условиях они будут заинтересованы – неизвестно.
Так что массовый рост зарплат в отрасли маркетинговых исследований – это, скорее, вопрос будущего.

 

Тэги:

Кол-во просмотров: 6717



Еще по теме

Проект как сказка

Проект как сказка

Как разобраться в незнакомой теме

Знаменитость в рекламе: за и против

Знаменитость в рекламе: за и против

Что делать и чего не делать, планируя участие звезды в рекламной кампании

Мифы о маркетинговых исследованиях - 4

Мифы о маркетинговых исследованиях - 4

Методы проведения исследования

Мифы о маркетинговых исследованиях - 3

Мифы о маркетинговых исследованиях - 3

Подготовка к проведению исследовательского проекта

Как заказчики выбирают исполнителя

Как заказчики выбирают исполнителя

Дешево, быстро, качественно (не более двух ответов)