За последние три года мобильный трафик платформы SurveyMonkey, работающей в формате DIY («сделай сам»), увеличился в 14 раз. Дейв Голдберг (Dave Goldberg), CEO SurveyMonkey в интервью сайту research-live.com утверждает, что опросы теперь стали мобильными в прямом смысле слова. И рассказывает о том, что из этого следует.
Люди могут принимать в них участие, где бы они ни находились. Более того, мобильные технологии стали своеобразным ключом к развивающимся рынкам, где они скоро обгонят ПК. Или уже обогнали, ведь жители развивающихся стран часто становятся пользователями смартфонов, минуя «стадию компьютеров». В итоге, люди психологически готовы к тому, что телефон сможет заменить, а то и превзойти возможности компьютеров.
Все это позволило Голдбергу сформулировать несколько основных правил проведения мобильных опросов. Во-первых, у «мобильных» респондентов гораздо меньше времени на ответы, они могут внезапно потерять связь с сетью. Это должно отражаться в содержании и стилистике вопросов анкеты. Опрос должен быть коротким, матричных вопросов лучше избегать, определенные трудности могут вызвать и открытые вопросы - на мобильном телефоне печатать гораздо сложнее, к тому же автозаполнение может превратить нормальный ответ в нечто, не поддающееся анализу.
Второй аспект влияния мобильных технологий касается составления, отображения и экспозиции анкет. Так, мобильное приложение SurveyMonkey было разработано потому что стало ясно: клиенты хотят иметь возможность создавать опросы, находясь «в полях». Они не хотят возвращаться к столу, чтобы начать исследование. Они хотят немедленно загрузить вопросы и приступить к работе. Кроме того, они хотели следить за процессом из любого места. И приложение позволило им покинуть свои рабочие места, не потеряв при этом контроль за сбором данных.
Еще одна новая возможность при использовании мобильных технологий в том, что они расширяют рынок исследований. Теперь стало проще одновременно работать с большим количеством платформ. По словам Голдберга, исследователи больше не ограничены только теми потребителями, которые сидят дома перед компьютером. Они могут обратиться к людям, которых раньше не было в поле их зрения: например, тех, у кого нет компьютера или тех, кому вполне хватает возможностей смартфона, что характерно для жителей развивающихся стран.
Конечно, не все так уж безоблачно. Не так давно ServeyMonkey поглотила канадскую компанию Flidware. Дейв Голдберг упомянул о том, что одним из факторов, который повлиял на это решение, стала потребность его компании в новых инструментах, которые бы позволили детально анализировать и фильтровать полученные в ходе исследований результаты. Ведь "плохих" данных хватает. Откуда они берутся? Голдберг полагает, что системы сбора данных формата "сделай сам" тут не при чем. Все больше и больше бесполезных данных получаются в результате действий, которые считаются «золотым стандартом» исследований. Голдберг приводит в интервью несколько примеров, связанных электоральными опросами, понятно, что нет недостатка и в российских примерах.
Сегодня не надо быть оракулом, чтобы предсказать рост числа исследований, проводимых онлайн. Однако, по мнению Голдберга, необходимо понять, как это может повлиять на традиционные методы исследований.
"Такое впечатление, что наш бизнес все ускоряется и ускоряется, но ограничители скорости отсутствуют. Есть ли гарантии, что в пылу этой гонки специалисты по маркетингу станут опираться на результаты исследований, которые в прошлом хотя бы раз уже увели их в неверном направлении? Но на философские размышления времени уже нет, это реальность, и темпы никто сбавлять не будет" - рассуждает глава SurveyMonkey. - Суть заключатся в том, что мы теперь способны собирать данные с потрясающими скоростью и охватом. Маркетологи и бизнесмены уже и не знают, какие показатели смотреть - их так много, что легко заблудиться. Какой из результатов исследования действительно важен? Ключ к успеху - выяснить, какой из показателей может стать драйвером роста для бизнеса, и впоследствии тщательно следить за его динамикой".