В последние два десятилетия либо бренды развитых рынков пытались завоевать покупателей на развивающихся рынках, либо наоборот, бренды развивающихся рынков пытались пробиться на развитые рынки. Теперь приготовьтесь к настоящему буму продуктов и услуг, созданных развивающимися рынками для развивающихся рынков.
Другими словами, китайские или бразильские бренды будут ориентироваться на потребителей в Турции, Индии или ЮАР, и наоборот. Более того, новые мощные глобальные игроки массового рынка придут именно с развивающихся рынков.
Статистика красноречива: в 2013 году ВВП развивающихся рынков впервые превысит ВВП развитых рынков (показатель, измеряемый в терминах паритета покупательной способности) (Источник: IMF, October 2012)
Китайский сервис обмена сообщениями WeChat изменил название с «Weixin», чтобы привлечь пользователей в мире. В сентябре 2012 начала работать служба поддержки пользователей на хинди, вслед за аналогичными сервисами на португальском (для Бразилии) и индонезийском. Недавно число пользователей по всему миру превысило 200 миллионов человек.
Турецкая PeakGames стала третьей крупнейшей в мире игровой платформой с ежемесячной аудиторией в 30 миллионов активных пользователей в Турции, на Ближнем Востоке и Северной Африке. Доходы компании в 1 квартале 2012 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2011 года в десять раз.
В 2013 году потребители будут стремиться заполнить каждый момент времени с помощью мобильных устройств. Даже в бешеном ритме городской жизни пользователи будут использовать любую возможность для получения мобильного контента, общения или просто развлечения.
Мы могли бы привести массу цифр, но, поскольку у ВАС, как и у всех, нет времени, ограничимся тремя:
- В США среди пользователей смартфонов 63% опрошенных женщин и 73% опрошенных мужчин проверяют свой телефон минимум раз в час. (Источник: Harris Interactive, June 2012).
- Пользователи мобильными телефонами в возрасте от 18 до 24 лет в среднем обмениваются 109,5 сообщениями в день или 3200 сообщениями в месяц (Источник: Pew Research Centre, September 2012).
- Исследование потребительских привычек пользователей Андроид выявило, что хотя они проводят за своими мобильными около часа в день, средняя продолжительность работы с каждым приложением составляет чуть больше минуты. (Источник: DFKI, November 2011)
Примеры
SnapChat: приложение, которое позволяет обмениваться картинками и фотографиями, которые «живут» всего несколько секунд, а затем самоуничтожаются. В октябре 2012 разработчики объявили, что через приложение загружаются 20 миллионов картинок в день.
Jana: сервис, позволяющий жителям развивающихся стран принимать участие в маркетинговых опросах посредством СМС. За участие в опросах пользователи получают бесплатные минуты от своих операторов. Услугой воспользовались 3, 5 миллиарда человек в 100 странах.
Вторая жизнь
Независимо от состояния экономики, долгосрочным трендом для мировых брендов является экологичность и устойчивое развитие.
В 2013 году таким эко-мини-трендом станут продукты и услуги, которые буквально содержат новую жизнь внутри. В отличии от других продуктов, которые можно вторично использовать или переработать, эти товары можно посадить и вырастить. Конечно, продукты «Новая-Жизнь-Внутри» не смогут служить ответом на главные вызовы устойчивого развития. Но в них есть огромная символическая ценность, которая состоит в том, что пользование продуктом способствует созданию новой жизни и благотворно влияет на экологию. В символической и игровой форме потребитель заявляет о своих ценностях, выражает свое стремление совершать значимые поступки.
Примеры
Корейский дизайнер Gyeongwan Koo создал экологическую альтернативу одноразовым палочкам - 'To Be Nature Chopstick. На конце одной из двух палочек находится прозрачный крахмальный контейнер с зернышком. После использования палочку можно просто воткнуть в землю, и зерно прорастет. А вторую палочку можно прикрепить к первой, чтобы создать опору для растущего растения.
Sprout – это карандаш, который хочет стать деревом, когда вырастет. Когда карандаш в результате использования становится слишком коротким, его можно поместить в почву. Содержащаяся внутри капсула с зерном, растворится от полива, и зерно прорастет. Этот проект смог привлечь 35 тыс.долларов США от 2000 потребителей-энтузиастов (Те самые «первопроходцы»), когда финансирование прекратилось в сентябре 2012 года.
Канадский пивной бренд Molson Canadian выпустил серию подставок из специальной бумаги с семенами, которую после использования можно посадить в почву и вырастить дерево. С июня 2012 года через бары распространили миллион таких подставок.
Продолжение следует. (для тех, кто не хочет ждать: полностью материал уже доступен в нашем дайджесте Research&trends за рубежом)
По материалам независимой исследовательской организации trendwatching.com. В нее входят более 30 постоянных сотрудников в Лондоне, Сингапуре и Сан-Паоло, а также сотни экспертов в 90 странах мира, которые осуществляют мониторинг и анализ наиболее важных потребительских трендов, инсайтов и бизнес идей.
Перевод: Светлана Анурова