Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Трудности пересчета

Трудности пересчета

Важны не только результаты исследования, но и их интерпретация
28 июля 2010 года компания КОМКОН обнародовала результаты очередной волны своего исследования TrendTracker, касающиеся тенденций проведения россиянами свободного времени. Как следует из заголовка пресс-релиза, они заключаются в том, что «молодежь меньше ходит в ночные клубы и активнее посещает театры, музеи и галереи». Словом, жизнь становится лучше и веселей. В хорошем смысле. И оно было бы неплохо, если бы не одно обстоятельство: этот вывод неочевиден.
О молодежи много и давно высказываются известные и уважаемые люди (см. Приложение). Правда, обычно они это делают в духе того, что «молодежь не та пошла». Казалось бы, тем приятнее обнаружить обратное. Но есть основания полагать, что новые прогнозы постигнет судьба старых. Давайте по порядку.
«На фоне очевидного динамичного роста посещения кинотеатров, данные, собранные в течение нескольких лет в рамках исследования TGI-Russia, показывают медленное снижение популярности ночных клубов и дискотек (с 16% в 2005 г. до 13% в 1 полугодии 2010 г.) и постепенный рост привлекательности музеев и галерей, театров, концертов джазовой и классической музыки», - говорится в тексте пресс-релиза. Рост популярности кинотеатров наглядно демонстрирует верхняя кривая на Рис. 1. Правда, есть небольшое плато, пришедшееся на кризисный год, но до него, да и теперь (последние полгода) – полный порядок. Однако чему мы обязаны этому порядку?
Рисунок 1. 
Еще в 2006 году, объясняя причины роста кинопроката, журналист «Коммерсанта»   Ксения Леонтьева писала: «Даже беглый взгляд на развитие отрасли кинематографии в России позволяет сделать вывод о том, что рост посещаемости кинотеатров в последние годы стал естественным результатом последовательного возрождения различных отраслей кинематографии. Начальным этапом стало открытие в 1996 году первого кинотеатра западного типа "Кодак-Киномир" в Москве. С тех пор киносеть России серьезно увеличилась, подготовив качественные площадки для кинопроката. В 1998 году оживилась отрасль кинодистрибуции, показавшая (благодаря выходу фильма "Титаник", собиравшему полные залы во всех кинотеатрах страны) возможность пробуждения интереса к кино у российских зрителей. Наконец, в 2004 году отечественное кинопроизводство также последовало законам рынка: зрители пошли в кинозалы на широко разрекламированные коммерческие российские блокбастеры, первым из которых стал "Ночной дозор". 
Однако уже в том же 2006 году стали заметны признаки замедления, а то и остановки роста кинобизнеса: плотность кинозалов в столицах достигла своего насыщения. Их до некоторой степени скомпенсировало развитие в докризисные 2007-2008 гг. кинопрокатной сети в регионах, где были построены современные кинозалы. Так что плато, пришедшееся на 2009 год, вполне объяснимо. Ну а потом сработал закон отложенного спроса: как только жить стало хоть немного проще – люди стали предаваться удовольствиям, компенсируя время вынужденного «поста». Тем более, что входной билет недорог: как «кинозритель» учитывался каждый респондент, кто бывал в кино в последние 6 месяцев.
Вывод: рост посещения кинотеатров молодежью свидетельствует о чем угодно, только не об изменениях в настроениях людей.
Это был самый яркий, но не единственный пример. Посмотрим, что происходит с театрами, ночными клубами и музеями.
На Рис. 1 мы отчетливо видим как число театралов, начиная с лета 2008 года, начинает преобладать над количеством любителей ночной жизни. Но при чем тут молодежь? Как следует из Таблицы 1, для тех, кто только что перестал быть тинейджером (16 – 19 лет), дискотека по-прежнему гораздо привлекательнее театра (45% и 20%, соответственно). Впрочем, пропорции сохраняются вплоть до вполне зрелого возраста 34 года. За счет чего тогда вырос театр? Совершенно очевидно (см. Табл. 1), за счет удлинения срока активной жизни человека, которая сегодня в России, как и в Европе, отнюдь не прекращается с выходом на пенсию. Но на дискотеки пенсионеры все же не ходят.     
Таблица 1.
Источник: КОМКОН
С музеями и галереями другая история. Туда, действительно, стали ходить чаще. Почему? Исследование не дает ответа на этот вопрос, но фиксирует важную закономерность: доля молодых людей 16 – 19 лет среди посетителей музеев преобладает даже над теми «кому за 65». О причинах можно гадать, рискнем высказать лишь одно предположение.
Акция «Ночь музеев», проводимая 18 мая, в 2010 году приобрела особую популярность. Только в Москве в ней приняло участие 500 тыс. человек. И, конечно, это не могло не сказаться на результатах исследователей, ведь чтобы «тебя подсчитали», достаточно появиться в музее или галерее один раз в полгода. В общем, музеи становятся современнее – и вот результат. А молодежь – та же.
Приложение
“Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.” (Сократ, V век до Р.Х.)
“Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна” (Гесиод, VIII век до Р.Х.)
“Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек”. (из высказываний египетского жреца, 2 тыс. лет до Р.Х.)

 

Тэги:

Кол-во просмотров: 7734



Еще по теме

Сервисы доставки: новая нормальность

Сервисы доставки: новая нормальность

Что, кому, зачем и куда надо доставлять

Чуткость как элемент «новой нормальности»

Чуткость как элемент «новой нормальности»

Отсутствие социальной активности бренда не означает отказа от покупки

Учиться, учиться и работать

Учиться, учиться и работать

Какими приложениями будут пользоваться в 2021 году

Любителей ужасов ковидом не испугать 

Любителей ужасов ковидом не испугать 

Когда зрители вернутся в кинотеатры

Чем сердце успокоится

Чем сердце успокоится

Как изменилось потребительское поведение любителей движения за время самоизоляции