R&T: Ежегодный конгресс – это место для выявления новых тенденций развития отрасли. Это может проявляться по-разному: интересные технические новинки, представленные на выставке, яркие доклады, бурные обсуждения в кулуарах. Что было «гвоздем программы» на этот раз?
Татьяна Баракшина Для меня, конечно, ключевая речь Гарри Каспарова. Ни слова о политике, весь разговор – об особенностях принятия решений в современном мире. Основной посыл – не человек против компьютера, а человек вместе с компьютером. На примере шахмат – наиболее успешно (с точки зрения выйгранных партий) партнерство не «самого способного шахматиста с самым мощным компьютером», а комбинация «середнячков», в которой человек чувствует, когда полагаться на математическую логку машины, а когда использовать интуицию. Ну и в принципе очень вдохновил разговор о шахматах – игре, которая учит конкуренции, визуализации проблемы, стратегическому мышлению, терпению, и умению доверять интуиции. Мне нравится такой возврат в традиционным играм - иногда устаешь от обилия технологических терминов и онлайн новинок.
R&T: В последние несколько лет мы видим, как возникают альянсы между традиционными ресечерами и новыми компаниями, работающими в совершенно иных отраслях. Один из примеров: совместное создание новой метрики компаниями Nielsen и Twitter. Есть ли другие похожие примеры, о которых говорили на конгрессе?
Татьяна Баракшина. Разговор о необходимости «открывать» отрасль активно ведется уже в течение 3 лет. Однако, на практике мы пока не очень в этом преуспели. Большинство докладчиков и участиков конгресса – классические рисечеры. Примеры новых направлений в докладах, которые демонстрируют использование новых технологиеских платформ и приемов – исследования поведения покупателей с помощью GPS-трекинга на смартфонах (Locately, USA), онлайн покупки (анализ источников онлайн информации – FB, Amazon, Yahoo!, Pinterest, и пассивный треккинг онлайн поведения до покупки (Brainjuicer). Но, конечно, это все примеры инкрементальных, а не радикальных новинок.
R&T: Судя по данным, опубликованным в последнем годовом отчете ESOMAR, Европа показывает падение объемов маркетинговых исследований в 2012 году по отношению к 2011. Не намного лучше дела и региона Северная Америка, т.е. США и Канады. Это дыхание кризиса или локальные флуктуации? Каково настроение участников Конгресса из европейских стран?
Татьяна Баракшина. Пессимистического настроя и серьезной обеспокоенности точно нет. Кризис или флуктуации – не знаю. Стагнация в Европе компенсируется ростом Латинской Америки и Азии. Но это не рост за счет новых технологий – это развивающиеся рынки догоняют по концентрированности исследований рынки стабильные. Интересно, что 2012 стал точкой перевала для соотношения онлайн и оффлайн: теперь мировой баланс по затратам на эти методы составляет 50% на 50%.
R&T: Заметно ли появление в отрасли новых участников рынка из смежных отраслей? Ведь Конгресс позволяет просто увидеть их.
Татьяна Баракшина. Хотелось бы большего присутствия и главное – вовлеченности смежных отраслей, на конгрессе таких было не много. Я знаю, ESOMAR активно работает в этом направлении, свидетельство чему – статья в Research World об исследованиях, проводимых компанией Google. Это интервью с исследовательским департаментом Google, из которого я я, например, с интересом узнала, что Google использует телефонные интервью ничуть не менее интенсивно, чем он-лайн исследования. Это обнадеживает J Из «необычных» участников – производитель компьютерных игр из Рейкъявика (CCP), основатель благотворительного фонда помощи детям с помощью скейтбординга – Skateistan.
R&T: О чем говорили в кулуарах Конгресса?
Татьяна Баракшина. Сложный вопрос. Если честно – о российской политике говорили. Но об этом лучше не будем.