Данные, собранные исследовательской компанией GfK в 80 странах, свидетельствуют, что в секторе электроники и телекоммуникаций потребители потратят в 2009 году на 2% больше, чем в 2008. Несмотря на известную общеэкономическую ситуацию, некоторые отрасли ожидает рост более чем в два раза. Рынок завоевывают новые технологии.
Рынок мобильных телефонов вырос на 4% в стоимостном выражении. Как утверждают исследователи, это связано с растущей популярностью смартфонов. Подтверждение тому данные Gartner о том, что во II квартале 2009 г., несмотря на падение мировых продаж мобильных телефонов, составившее 6%, число проданных смартфонов выросло на 27%.
Примерно так же обстоят дела и на рынке телевизоров. Несмотря на то, что из-за постоянного повышения цен, продажи телевизоров в Европе снизились на 7 %, спрос на модели нового поколения продолжает расти. Телевизоры с жидкокристаллическим дисплеем занимают 88 % товарооборота. Следующая волна спроса и стабилизация цен, скорее всего, будут зависеть от распространения LED телевизоров и технологии 200Hz панелей.
Объем продаж ПК, по данным GfK, вырос 2%, причем рост обеспечен прежде всего ноутбуками. Однако недавнее исследование DisplaySearch (входит в NPD Group) выделило еще один несомненный драйвер этого рынка: нетбуки. За год их популярность выросла более чем втрое — с 5,6% во II квартале прошлого года до 22,2% во II квартале 2009 г.
Ожидается, что востребованность Blu-ray – плееров вырастет на 117 % по результатам этого года, став абсолютным лидером этого сегмента.
В целом, по данным GfK, потребители потратят на товары бытовой электроники, IT и телекоммуникаций в 2009 году €494 млрд. Самый большой рост произойдет в Японии – 8%, Африке – 6% и Китае - 5 %.
В отличии от европейского, российский рынок в 2009 году ждет падение. Антон Гуськов, директор по связям с общественностью РАТЭК (Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники), прогнозирует, что рынок электробытовой техники «просядет» на 20%, и, по мнению эксперта, это неплохой результат во многом обеспеченный осенне-зимней активностью потребителей. «Российский покупатель в своих предпочтениях мало чем отличается от европейского. На нашем рынке драйверы роста - ЖК-телевизоры, нетбуки, мобильные цифровые устройства, содержащие GPS и mp3, - комментирует Гуськов. - При этом мобильные телефоны не относятся к двигателям рынка: несмотря на наличие такого динамичного сегмента, как смартфоны, рынок в целом восстановится через 1,5-2 года».
Однако в России есть и растущие категории. По словам Олега Муравьева, руководителя направления Аудио-видео сети магазинов M.Видео, среднее снижение составляет порядка 35% по всем категориям кроме телевизоров. По прогнозам эксперта в конце 2009 года этот рынок вырастет на 10 %. «К основным тенденциям на телевизионном рынке можно отнести существенный рост в категории LED телевизоров. На сегодняшний день доля LED в обороте уже достигла 2%. Возможно к концу 2009 года она составит 3.5%-4%, - считает Муравьев. - В настоящее время доля устройств стандарта Full HD составляет 50%, что в 2,5 раза выше чем в прошлом году».
Цена продолжает быть важной для потребителя. Например, хотя телевизоры с технологией 200Hz представлены всеми производителями, но серьёзной доли не имеют из-за высокой стоимости. В то же время наблюдается двукратный рост продаж Blu-ray - плееров на фоне двукратного снижения стоимости.
Кроме цены на выбор потребителя влияет бренд. Казалось бы, если новинки играют решающую роль, то это хороший шанс для малоизвестных брендов стать лидерами роста, однако не все так просто. По мнению Дмитрия Зевига, руководителя отдела количественных исследований GIM Россия, многое зависит от целевой аудитории. «Если продукт предполагает замещение массового продукта более функциональным, то вполне логично использование имеющихся брендов, к которым потребители уже привыкли. Особенно это касается аудитории среднего возраста. Появление жидкокристаллических и плазменных панелей от Samsung, LGи т.д.– хороший тому пример, - рассказывает Зевиг. - Для молодежи и подростков, стремящихся быть «не такими как все», нужен инновационный продукт. В этом случае новый бренд – это то, что позволит им реализоваться свое желание. Такой продукт должен обладать не только новым функционалом, но и новым имиджем. iPod или игровая приставка Wii – хорошие тому примеры».