С конца 90-х годов пивной рынок России демонстрировал уверенные темпы роста. Однако под воздействием мирового кризиса пивоваренная промышленность России с 2008 года начала демонстрировать отрицательную производственную динамику. В 2009 году спад объемов производства пивной продукции составил 4,9% в натуральном выражении.
По итогам первых четырех месяцев 2010 года снижение объемов производства пива составило 15,1% по отношению к аналогичному периоду 2009 года. В январе текущего года падение объемов производства в натуральном выражении достигло беспрецедентной для отрасли величины: -43,9% к январю 2009 года. Производственные показатели 2010 года непосредственно отражают влияние новой, увеличенной в 3 раза, ставки акциза.
Анализ производства по регионам Российской Федерации показывает постепенное снижение доли крупнейшего субъекта-производителя, – Санкт-Петербурга в общем объеме выпуска пива. На российском рынке пива представлены все крупнейшие международные пивоваренные компании. Члены международных групп – ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ООО «САБМиллер РУС», ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен», ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес», ОАО «САН ИнБев», а также российская компания ЗАО «Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» занимают более 85% рынка.
В 1 квартале 2010 года отмечается продолжающаяся тенденция снижения внешнеторгового товарооборота. Объем экспортных поставок сократился в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, объем импортных поставок снизился на 20%. Основными партнерами России по экспорту пива являются страны СНГ – Казахстан, Киргизия, Молдова, Украина и Абхазия. Среди регионов–экспортеров пива по итогам 2009 года лидирующую позицию занимает Самарская область с долей экспорта 33,9%. Основным поставщиком недорогого пива остается Украина. Среди стран дальнего зарубежья лидирует Чехия, на втором месте - Германия.
По данным Росстата РФ в 2009 году темпы роста номинальных потребительских цен на отечественное и импортное пиво были выше уровня инфляции и составили по России в целом 113,2% и 116,2 % соответственно. Темпы роста потребительских цен на пивную продукцию опередили индекс потребительских цен на алкогольную продукцию в целом, который в 2009 году составил 108,9%. В большинстве крупных регионов-производителей потребительские цены на импортное и отечественное пиво ниже, чем в среднем по России.
Пивоваренная промышленность в целом, характеризуется в период 2005-2009 гг. ежегодным сокращением среднесписочной численности всех работников (в среднем на 5,1%), с одновременным ростом среднемесячной заработной платы одного работника в среднем на 16,9%. Основным направлением инвестиций в основной капитал в пивоваренной отрасли являются инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства. Основным источником инвестиций для предприятий пивоваренной промышленности служат собственные средства . Учитывая сложившуюся ситуацию в пивной отрасли, никто из представителей крупных игроков рынка не делает долгосрочных прогнозов. Однако, по мнению аналитиков, самым тяжелым периодом для пивоваренной отрасли станет именно 2010 год.