Research&trends: Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за последние год-полтора?
Александр Янченков: В нашей отрасли отмечается стабильный рост спроса уже на протяжении нескольких лет. Прежде всего, это связано с тем, что для улучшения различных характеристик топлив многим перерабатывающим предприятиям требуется внушительное вливание финансовых средств на модернизацию собственных мощностей. При этом отмечаемый в стране кризис, наверное, наоборот улучшил показатель спроса – сейчас многие организации стараются оптимизировать затраты. А присадки и реагенты в данном аспекте помогают улучшить нужные характеристики топлив за гораздо меньшие деньги. С ростом спроса изменилась также и его структура.
Связано это с программой по импортозамещению и изменениями требований к классу топлива. На сегодняшний день, наряду с антидетонационными присадками для бензина, увеличился спрос на решения, позволяющие повысить эффективность работы промышленных предприятий, использующих различные виды топлива.
R&T: Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке?
Александр Янченков: Да, произошло. Не секрет, что маркетинг постепенно переходит в интернет. И это не зависит от какой-либо отрасли, так как данный процесс является общемировой тенденцией. Наш рынок также не является исключением, тем более что это B2B. Все игроки начали активно использовать возможности всемирной паутины, начиная с баннерной и контекстной рекламы, заканчивая пресс-релизами и другой PR-активностью.
R&T: Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках?
Александр Янченков: Давление, конечно, есть, хотя назвал бы это все-таки мотивацией, стимулом двигаться дальше и находить новые пути решения различных задач. Основное влияние оказывают изменения на рынке нефтепродуктов. В частности, цены на производимое топливо.
R&T: Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?
Александр Янченков: Новые игроки появились, и все они составляют достойную конкуренцию. Границы рынка за последние несколько лет однозначно изменились. Рынок растет, так как растет спрос на продукты нефтехимии.
R&T: Изменился ли характер конкуренции за последнее время?
Александр Янченков: Конечно, характер конкуренции изменился. Если несколько лет назад компании конкурировали предлагаемыми продуктами, то сегодня для этого используют уже другие инструменты. Игроки оперируют различными финансовыми и логистическими условиями, предлагая потребителем комплексный «пакет» преимуществ.
R&T: Изменилось ли поведение потребителей? Если да, то как именно?
Александр Янченков: Поведение потребителей изменилось и, думаю, будет меняться и дальше. Основным критерием выбора всегда было и будет качество предлагаемого продукта. Однако, в связи с повышением стандартов к качеству топлива на рынке и появлением новых классов топлива, таким же образом повышаются требования и к качеству поставляемой нефтехимии. Также, с учетом макроэкономической обстановки в стране, большинство потребителей теперь отдают предпочтение продуктам российского производства.
R&T: Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок стал выше/ниже?
Александр Янченков: Барьер для входа на рынок стал выше. Причин для этого много. Это и укрепление позиций игроков на рынке, и изменение цен на нефть, и повышение требований потребителей к конечному продукту. Кроме того, сегодня очень важную роль играет наличие собственного технологичного производства. Этот критерий уже является очень серьезным препятствием для входа на рынок.
R&T: Какое событие, произошедшее за последний год, Вы считаете самым значимым для вашей отрасли?
Александр Янченков: Это, конечно, снижение цен на нефть и переход на пятый экологический класс топлива. Утвержденные изменения оказали существенное влияние на изменение предлагаемых продуктов и рынка в целом.
R&T: Каких важных событий, связанных с вашей отраслью, Вы ожидали в текущем году, но они не случились?
Александр Янченков: Наряду с другими отраслями, мы ожидали роста цен на нефть. Известный факт, что это происходит не так быстро, как хотелось бы. В любом случае это макроэкономический фактор, на который мы не в состоянии повлиять.