Research&Trends: Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за последние год-полтора?
Торстен Хубнер: Большинство наших продуктов – это предметы ежедневного пользования: туалетная бумага и бумажные платочки Zewa, товары женской гигиены Libresse, детские подгузники Libero, так что спрос на них остался практически прежним. Однако, мы заметили, что покупатели стали более чувствительны к изменениям цен и активнее реагируют на специальные предложения.
R&T: Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке?
Торстен Хубнер: Скорее нет, чем да. Большинство игроков все еще, по большей части, направляют бюджеты в ATL, хотя маркетинговый потенциал сферы BTL растет, расширяющиеся возможности различных акций. Мы стараемся использовать их. Другой сферой, в которой мы начали активно развиваться, стала электронная коммерция. В России она пока не слишком популярна, но в ближайшие годы определенно будет расти.
R&T: Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие?
Торстен Хубнер: Нет, чего-либо действительно революционного не появилось. Все компании по большей части пользуются проверенными технологиями.
R&T: Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках?
Торстен Хубнер: Не особо. Основной тренд сейчас – это растущая рекламная и промо-активность практически всех игроков в сфере FMCG.
R&T: Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?
Торстен Хубнер: В последнее время по-настоящему сильных и влиятельных игроков не появилось. Состав действительно крупных производителей относительно стабилен в последние годы.
R&T: Изменилась ли концентрация вашего рынка?
Торстен Хубнер: Уровень консолидации среди поставщиков не претерпел значительных изменений, мы все еще работаем на высококонкурентном рынке. Среди ретейлеров концентрация происходит за счет расширения сетей магазинов крупных компаний и поглощения ими более мелких сетей. Особенно быстро из-за сложившейся экономической ситуации развивается формат дисконт-магазинов. Этот тренд наметился в России уже давно, но в последнее время его рост ускорился, и мы ожидаем, что в будущие годы он будет набирать обороты.
R&T: Изменилось ли поведение потребителей?
Торстен Хубнер: Сейчас люди стараются аккуратнее тратить свои деньги, и это, соответственно, повлияло на их потребительское поведение: они стали более чувствительны к ценам, ищут выгодные предложения и акции. Люди стали больше планировать свои покупки, чем раньше, и это неудивительно. Я не считаю, что конкуренция значительно изменилась, она всегда была напряженной. Но если сравнивать с тем, что было раньше, то управление ценовыми сегментами (в какой ценовой сегмент относить тот или иной продукт при повышении цен) и способность соответствовать увеличившейся рекламной активности (количество акций/скидок) стали гораздо важнее.
R&T: Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок стал выше/ниже? Если да, то каковы причины?
Торстен Хубнер: Исходя из сложившейся экономической ситуации, планировать инвестиции надо с особенной осторожностью. Поэтому я бы сказал, что барьеры входа стали выше. Тем не менее, всегда будут компании, которые рассматривают Россию как крайне важный рынок и в будущем продолжат инвестировать. SCA – одна из таких компаний. Мы развивали и продолжаем развивать здесь локальное производство.
R&T: Какое событие, произошедшее за последний год, Вы считаете самым значимым для вашей отрасли?
Торстен Хубнер: Конкретно для нашей компании это запуск нашей очередной инновации – туалетной бумаги Zewa Just1 и 4-х слойной бумаги Exclusive Ultra Soft местного производства. Мы смогли уйти от ввоза в Россию продукции данного сегмента. Также мы активно локализуем производство в других сегментах: производим в России полный ассортимент салфеток для лица Zewa, детские подгузники торговой марки Libero. Кроме того, мы считаем, что даже при нынешней экономической ситуации не стоит игнорировать премиальный сегмент и продолжаем инвестировать в производство 4-х-слойной туалетной бумаги.
Что такое SCA
SCA - это одна из крупнейших транснациональных компаний на рынках продукции лесной промышленности и товаров для личной гигиены из бумаги. Компания продает свою продукцию в 100 странах. SCA владеет глобальными торговыми марками, такими как Tork и TENA, а также локальными - Zewa, Libero, Libresse. Штат компании – 44 тыс. человек. Объем продаж в 2015 году составил 115 миллиардов шведских крон (12,3 миллиарда евро). Компания была основана в 1929 году. Штаб-квартира находится в г. Стокгольме, в Швеции. Акции компании торгуются на Стокгольмской бирже.
О компании SCA в России
Компания SCA начала работу в России в 1994 году через дистрибьюторскую компанию. В 1996 году открылся офис компании в России, а в 1997 году была открыта дочерняя компания ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс». В 1998 году компания SCA приобрела фабрику по производству санитарно-гигиенических бумаг в Светогорске/Каменногорске.
Компания SCA производит бумажную продукцию торговых марок Zewa и Tork на фабрике в г. Светогорске/Каменногорске (Ленинградская область) и на фабрике в г. Советске (Тульская область). Фабрика SCA по производству товаров личной гигиены (детские подгузники торговой марки Libero и подгузники для взрослых торговой марки TENA) находится в г. Веневе (Тульская область). В российском подразделении компании работает около 1200 сотрудников.