В период экономического кризиса сфера общественного питания переживает не лучшие времена: спрос на подобные услуги трудно назвать первоочередным. Средний чек в заведениях общественного питания уменьшился на 10-15%.
Однако, как и во многих отраслях экономики, на рынке общественного питания происходит не столько падение спроса, сколько его перемещение в более низкий ценовой сегмент. Бывшие посетители традиционных ресторанов не могут совсем отказаться от своих привычек и чаще выбирают недорогие заведения быстрого питания. Как следствие, осенью 2009 года спрос на общественное питание в сегменте фаст-фуда практически вернулся на докризисный уровень.
По данным компании ТОЙ-Опинион, доля посетителей ресторанов быстрого питания в октябре 2009 года составляет 54% от числа всех жителей Санкт-Петербурга. Побаловать себя сэндвичами и блинами петербуржцы ходят довольно часто: 11% жителей города посещают рестораны быстрого питания не реже одного раза в неделю, а 19% - не реже одного раза в месяц. Средний чек за одно посещение ресторана быстрого питания сегодня составляет около 400 рублей.
По европейским меркам, российский рынок фаст-фуда еще достаточно молод. Об этом свидетельствуют как особенности потребления, так и сама структура рынка – на всем отечественном рынке едва ли наберется двадцатка действительно сильных брендов, в то время как на западе число таких брендов достигает порядка двухсот.
Лидерами по уровню спонтанной известности в Петербурге являются такие рестораны быстрого питания, как МакДональдс (85%), Чайная ложка (39%), Теремок (33%). Таким образом, совместная доля «Теремка» и «Чайной ложки» сегодня составляет 20%. А вместе с ресторанами «БлинДональдс» и «У тещи на блинах», доля блинных в Петербурге приближается к отметке в 30%. Можно предположить, что блинные – наиболее перспективный формат российского фастфуда.