Research&trends: Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за последние год-полтора?
Павел Тимец: Да, изменилась. Одна из сопутствующих услуг, которые предоставляют развлекательные центры – это Food & Beverage. Цены на импортную продукцию выросли. Гости стали меньше тратить, брать более дешевые напитки и еду. За счет этого уменьшился средний чек. Посещаемость тоже снизилась, но не значительно.
R&T: Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке?
Павел Тимец: Существенного перераспределения не случилось. Уже давно работа по продвижению перешла в Интернет-среду. Раньше затраты на офлайн рекламу (ТВ, радио, баннеры, транспорт, и т.д.) составляли около 65% маркетингового бюджета. Сейчас процентное соотношение поменялось на противоположное - большая часть средств тратится на онлайн продвижение. Такой тренд в изменении системы работы маркетинга отслеживается последние десять лет.
R&T: Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие?
Павел Тимец: В индустрии развлечений набирают популярность высокотехнологичные аттракционы на базе виртуальной и дополненной реальности. Сказать, что они вытесняют существующие – нельзя. Скорее выступают дополнением к уже существующему ассортименту.
R&T: Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках?
Павел Тимец: Основная угроза для отрасли – стремительное развитие киберспорта. Это явление отнимает большой процент целевой аудитории. Вместо того чтобы играть в реальности, люди сидят дома перед экраном монитора. Виртуальные эмоции все чаще заменяют реальные.
R&T: Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?
Павел Тимец: Сказать, что появляются какие-то серьезные игроки нельзя. Даже то, что Dream Works будет открывать в Москве большой парк аттракционов, на нас не скажется. Они больше нацелены на детей, мы в меньшей степени. Ядро целевой аудитории многофункциональных развлекательных центров – от 18 до 25 лет.
R&T: Изменилась ли концентрация вашего рынка? Если да, то чем это можно объяснить?
Павел Тимец: Да, часть парков развлечений закрывается. Не выдерживает конкуренции и узкий сегмент рынка - небольшие бильярдные, боулинг клубы и другие игровые площадки. В итоге, плотность рынка снижается. На плаву остаются только крупные игроки. Сегодня нет смысла открывать небольшие заведения. Все, наоборот, стараются перейти на более глобальные масштабы и широкий спектр предоставляемых услуг.
R&T: Изменился ли характер конкуренции за последнее время?
Павел Тимец: Дело даже не в конкуренции как таковой, а в том, чтобы вовремя уловить тот или иной тренд, набирающий популярность у молодежи. Как я уже говорил, сейчас активный интерес вызывают виртуальная реальность и киберспорт. Выигрывают те, кто вовремя сориентировался и пошел по пути сотрудничества с этим направлением. В развлекательных центрах все чаще можно увидеть компьютерные зоны, администрация выступает партнерами и организаторами кибертурниров, соревнований и их трансляций. Парки развлечений становятся частью этой зарождающейся культуры.
R&T: Изменилось ли поведение потребителей?
Павел Тимец: Основное изменение в структуре спроса. Гости экономят на еде и чуть реже ходят в развлекательные центры.
R&T: Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок стал выше/ниже?
Павел Тимец: Планка поднялась. Во-первых, возросла стоимость инвестирования. Большинство оборудования импортного происхождения. С изменением курса внутренней валюты порог входа на рынок значительно возрос. Во-вторых, изменение ставки Центрального Банка тоже повлияло на запуск новых проектов. Все-таки, центры строятся не только на свои средства, но и с привлечением кредитов. Раньше мы брали займы под 13-15%, сейчас самая маленькая ставка составляет 19%. Это сильно меняет модель развития. Теперь бизнес с 5-6-летней окупаемостью переходит в 7-8-летнюю.
С другой стороны, для индустрии развлечений есть и положительные аспекты, облегчающие вход на рынок. Снижение покупательской активности привело к тому, что многие fashion-ретейлеры, гипермаркеты электроники и домашних товаров прекратили свою деятельность или перешли на торговлю в сети, тем самым освободив арендные площади. Альтернативой закрывающемуся сегменту выступают развлекательные центры. Крупные торговые центры заинтересованы в арендаторах edutainment-направления, так как они еще способны привлечь клиентов.
R&T: Какое событие, произошедшее за последний год, Вы считаете самым значимым для вашей отрасли?
Павел Тимец: Для российского рынка основополагающим стало изменение курса рубля. Теперь сложнее зайти на рынок. Для строительства развлекательного центра необходимо 10 млн долларов. В переводе на рубли по старому курсу - это 350 млн рублей, по сегодняшнему - 700 млн. При этом цена часа боулинга не изменилась, т.е. доходы остались на прежнем уровне. В этом ключевое изменение.
Для нас, как для представителей отрасли, важным событием стало то, что мы получили престижную международную награду Golden Pony Awards, которая вручается лучшим паркам развлечений мира.
R&T: Каких важных событий, связанных с вашей отраслью, Вы ожидали в текущем году, но они не случились?
Павел Тимец: Мы ожидали, что изменение курса рубля и закрытие таких популярных туристических направлений как Египет и Турция вызовет резкий скачок внутреннего туризма. Расчет был на то, что люди станут больше путешествовать по России и посещать не только достопримечательности, но и развлекательные заведения. Пока что это не дало ожидаемого эффекта.
Справка об отрасли. По данным Российской ассоциации парков и производителей аттракционов в стране насчитывается около 650 парков развлечений. Отечественный рынок развлекательных услуг представлен преимущественно городскими парками отдыха и развлекательными комплексами в составе торгово-развлекательных центров.