Санкции, введенные Евросоюзом и США, вкупе со встречными ограничениями на ввоз продовольствия, которые ввела Россия, казалось бы, должны были существенно изменить состав продовольственной корзины рядового россиянина. Что произошло на самом деле?
Для начала заметим, что среди наиболее «ходовых» в нашей стране торговых марок не так много имеющих зарубежное происхождение. Вот данные исследования Marketing Index, проводимого TNS Россия: из 30 наиболее массовых марок – 21 отечественная.
Категория |
Марка |
% от населения России |
Тип марки |
Макаронные изделия |
Макфа |
59 |
Rus |
Консервированные овощи и фрукты |
Bonduelle |
52,1 |
Int |
Мука |
Макфа |
45,4 |
Rus |
Шоколад в плитках |
Alpen Gold |
44,7 |
Rus |
Растительное масло |
Золотая семечка |
44,6 |
Rus |
Растительное масло |
Олейна |
43,2 |
Ukr/Rus |
Печенья, бисквиты, крекеры |
Юбилейное |
39,7 |
Rus |
Шоколад в плитках |
Бабаевский |
37,5 |
Rus |
Растительное масло |
Злато |
37,4 |
Rus |
Жевательная резинка |
Orbit |
35 |
Int |
Кетчуп |
Heinz |
34 |
Int |
Рыбные деликатесы |
Русское море |
32,8 |
Rus |
Сметана |
Домик в деревне |
32,4 |
Rus |
Сыр |
Hochland |
32,2 |
Int |
Плиточный шоколад |
Аленка |
32,2 |
Rus |
Кетчуп |
Балтимор |
32,1 |
Rus |
Сметана |
Простоквашино |
32 |
Rus |
Жевательная резинка |
Dirol |
31,5 |
Int |
Сливочное масло |
Крестьянское |
31,3 |
Rus |
Растительное масло |
Слобода |
31,3 |
Rus |
Крупы и бобовые |
Макфа |
30,7 |
Rus |
Майонез |
Calve |
30,6 |
Int |
Молоко |
Домик в деревне |
30,4 |
Rus |
Майонез |
Слобода |
30,3 |
Rus |
Плавленый сыр |
Viola |
29,4 |
Int |
Шоколадные конфеты в упаковке |
А.Коркунов |
29,3 |
Rus |
Майонез |
Махеевъ |
29,2 |
Rus |
Сыр |
Hochland |
28,9 |
Int |
Плиточный шоколад |
Российский |
28,8 |
Rus |
Кетчуп |
Calve |
28,7 |
Int |
Источник: TNS Россия
Заметим, что, практически, во всех товарных категориях, в которых лидируют «иностранцы», присутствуют также и достаточно сильные отечественные бренды. Исключение составляет, разве что жевательная резинка, которая, впрочем, не относится к числу жизненно необходимых продуктов – все-таки, это не мука, не масло и даже не шоколад. Но многое зависит от позиции покупателя. Как отнеслись россияне к необходимости смены привычных марок?
Надо признать, что паниковать они не стали. Начнем с того, что большинство из них не то что не почувствовали разницы, они ее просто не заметили.
Диаграмма 1. В связи с введенными Россией продуктовыми санкциями заметили ли вы изменение ассортимента в магазинах, где вы обычно делаете покупки? (%)
Источник: Ромир, октябрь 2014
Между тем, первые признаки недовольства появились: пять процентов ранее ничего не замечавших за месяц «прозрели». Кто же они? Где живут, сколько зарабатывают?
Аналитики Ромира, проводившие исследование, констатируют: об изменениях на полках чаще, чем в среднем по выборке, говорили жители крупных городов и миллионников, респонденты с высоким доходом. В разрезе регионов наибольшее число респондентов, отметивших те или иные изменения ассортимента, были выявлены в Центральном ФО и на Урале – 35% и 32% соответственно.
Что же сделали те, кто заметил изменение ассортимента? Как и следовало полагать, они подстраивают свой стиль жизни к реальности. Не все и не сразу, но достаточно быстро. Если еще в сентябре 37% из отметивших изменения ответили, что состав их покупок изменился, то в октябре их стало немного больше около 41%. В пересчете на все население страны получается, что 10% россиян пришлось внести коррективы в свой привычный продуктовый набор. Какими стали эти коррективы? Вариантов не так много, но интересны пропорции.
Во-первых, «заметившие» продемонстрировали завидную адаптивность. Если в сентябре почти половина из них (48% респондентов) начала переходить на альтернативные марки, то в октябре их стало уже 74% (напомним, что более трети самых распространенных марок никуда не делись, они – местные. Таким образом, в целом по стране почти 8% россиян решили заменить исчезнувшие марки и бренды альтернативными.
Диаграмма 2. Что Вы предприняли в связи с исчезновением с полок некоторых марок товаров? (%) Вопрос задавался только тем респондентам, которые изменили содержание своей продуктовой корзины в связи с санкциями.
Источник: Ромир, октябрь 2014
Рост «адаптивных» произошел, прежде всего, за счет того, что в их ряды влились «осторожные», т.е. те, кто выжидал восстановления статус-кво на полках. Дефицит – дело у нашей стране привычное. Но раньше ситуация быстро восстанавливалась, а сейчас, похоже, противостояние стало носить характер «позиционной войны». Так что ряды «осторожных» редеют: месяц назад их было 35%, сейчас только 24%. В масштабах страны доля до сих пор воздерживающихся от перехода на альтернативные марки составляет всего 2,5% потребителей.
Ну и запасы. Конечно! Виданное ли это дело: прочесть в новостях слово «война» и не тут же не закупить на все деньги сахара, круп, масла, муки и мыла. Вот люди и купили. Как показывает исследование Ромира, на запасах, сделанных еще до исчезновения «запрещенных» продуктов, по-прежнему живут 12% опрошенных, что в целом по стране дает показатель чуть более 1%. Среди них особенно выделяются жители мегаполисов из центра страны, т.е. скорее всего москвичи. Наверно, просто потому, что в «замкадье» и безо всякой войны так жили всегда. Историческая память – это субстанция довольно устойчивая.