Как и всякая новая среда, социальные сети породили множество надежд и возможностей, сомнений и угроз. Пока традиционные исследователи мучались сомнениями «а есть ли у заказчиков бюджеты», нишу начали быстро-быстро занимать другие игроки.
Вначале это были мелкие и средние рекламные интернет-агентства. Им так или иначе надо было решать проблемы заказчика, для некоторых из которых необходимы были исследования. Молодежь, работающая в таких агентствах, обычно не склонна к сомнениям и не отягощена лишними знаниями. Зато с мотивацией у них все в порядке: задача должна быть решена. Она и решалась, как говорится, «на зубах», волевыми усилиями исполнителей, сочинявших методики по ходу дела.
Впрочем, вскоре на формирующемся рынке исследований в социальных медиа появились еще две группы гораздо более серьезных игроков. Обилие высказываний многочисленных пользователей повлекло за собой необходимость изучения этих высказываний. Появились компании, занимающиеся таким мониторингом. Несмотря на то, что их деятельность тоже называется исследовательской, задачи, которые они решают, отличаются от традиционных.Наконец, на исследовательский рынок пришли «монстры», те, кто владеет огромными массивами данных, и прежде всего, это поисковики. Опросами теперь занимается и Google, и Twitter.
Рынок формируется, и надо его регулировать, вводить какие-то общие для всех правила и ограничения, хотя бы для того, чтобы заказчики могли различать «волков» от «агнцев», да и сами добросовестные игроки нового рынка могли понимать – что можно, а чего нельзя.
А вопросов много, ведь среда-то совершенно новая, опыта нет ни у кого.
Трудности такого рода обычно решаются методом саморегулирования отрасли, которую координирует авторитетная ассоциация. Именно в этой роли и выступает европейская ассоциация исследователей рынка и общественного мнения ESOMAR (European Society of Marketing Research Professionals), выпустившая «Руководство по проведению исследований в социальных медиа».
Разумеется, тут нет методик, определяющих последовательность действий исследователей и гарантирующих ту или иную погрешность измерений. А что есть? Многое.
Прежде всего, определение терминов, фактически, вешки на новом поле. Это, как минимум, позволяет читать довольно уже многочисленную литературу, появившуюся по данной теме. Кроме того, есть основные принципы действия исследовательской компании в тех или иных ситуациях: при работе с детьми и подростками, при защите персональных данных, при предоставлении респондентам информации об исследовательском проекте и т.п. Большое внимание при этом уделяется репутационным факторам, важность которых при осваивании отраслью нового пространства трудно переоценить.
Перевод «Руководства ESOMAR по проведению исследований в социальных медиа» на русский язык выполнен агентством лингвистического сопровождения «Шаг навстречу» по заказу R&T. Публикация согласована с ESOMAR. Оригинал «Руководства» на английском языке и перевод на русский можно скачать ниже. Скачивание бесплатно и доступно зарегистрированным пользователям сайта.