Восстановится ли рынок мобильных телефонов в 2010 г.
Увеличение спроса на мобильные телефоны ожидается уже в 2010 г. При этом, согласно глобальному исследованию рынка телекома GTI (Global Telecom Insights), проведенному компанией ТNS, это мировая тенденция. Доля мирового населения, планирующего купить мобильный телефон в ближайшие полгода, возвратилось к показателям начала 2008 года, составив 55%. Однако российские эксперты оперируют более скромными цифрами.
По данным крупнейшего сотового ритейлера страны «Евросеть», в 2009 г. уровень продаж мобильных телефонов упал на 27% по сравнению с 2008 годом и составил 26,2 млн. штук. Оценка Владимира Богданова, независимого аналитика и преподавателя Академии народного хозяйства немного выше - 27, 5 млн. сотовых телефонов. Однако, как ритейлеры, так и аналитики, в 2010 г. ожидают восстановления спроса. Произойдет ли он и будет ли значительным?
По данным исследования GТI, 69% россиян планируют приобрести мобильный телефон в ближайшие полгода. Год назад этот показатель был на уровне 32%. Самый большой потенциал на рынке у телефонов с сенсорным управлением: им отдают предпочтение 21% потребителей, телефоны со стандартной клавиатурой готовы купить 6% респондентов этой категории. Еще одно популярное среди россиян устройство, по данным TNS, это нетбук. Его обладателем планируют стать 15% опрошенных, ноутбуки хотят приобрести 20%, а к ПК – всего 5%.
Аналитики к таким оптимистичным прогнозам относятся с подозрением, а ритейлеры и вовсе ждут восстановления продаж до докризисного уровня только в 2011 г. «Сейчас в России действует 84 млн. аппаратов, которыми пользуются 72 млн. человек. Если даже 70% этих людей захотят поменять телефон, то рынок вырастет на 49,5 млн. трубок. Что маловероятно, - комментирует Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group. – По нашим оценкам, объем рынка в 2010 году составит от 28 до 30 млн. сотовых телефонов».
По данным GfK RUS, рост спроса на мобильные телефоны в России, скорее всего, составит около 5-10% в 2010 г. Однако какие именно телефоны россияне предпочтут купить? В GfK RUS утверждают, что сегмент дорогих телефонов (в набор функций входит сильная камера, сенсорный экран с большим количеством цветов, встроенный GPS, функции интернета и др.), как ни странно, в кризис пострадал менее других. Спрос по объему хоть и мал, но стабилен. Одновременно сейчас наблюдается хорошая динамика на дешевые модели. Сегмент дешевых телефонов, занимая около трети рынка, продолжает расти. Проседает немного средний ценовой сегмент. Драйверами роста, по данным GfK RUS, в 2010 г. станут дешевые модели и высокофункциональные телефоны".
При этом в TNS отмечают, что большое разнообразие технических возможностей может стать сдерживающим фактором к резкому восстановлению спроса. По данным GTI, 34% российских пользователей считают самым важным критерием телефона - отсутствие проблем при использовании, а дополнительные возможности зачастую влекут их за собой.
Функционал важен, но цена тоже имеет значение. Эльдар Муртазин приводит данные о том, что сумма среднего чека на мобильный телефон в 2009 г. составляла $152, она же, по словам аналитика, сохранится и в 2010 г. Оценки Муртазина совпадают с мнением Владимира Богданова. При этом у 1/5 российских потребителей сохраняется интерес к телефонам с сенсорным управлением. Люди хотят пробовать что-то новое, но по разумной цене. В такой ситуации недорогие сенсорные телефоны с незамысловатым набором функций могут занять выигрышную позицию на рынке.