Молодые люди больше озабочены ответственным потреблением, чем пожилые. При этом людей старшего возраста также достаточно часто волнуют проблемы экологии, однако, переплачивать за органические продукты они готовы несколько реже. Также результаты отчета globalwebindex Corporate Social Responsibility (Корпоративная социальная ответственность), посвященного особенностям ответственного потребления, показали низкую мотивацию на покупку дружественных окружающей среде продуктов среди россиян.
Сделать мир лучше или заплатить?
Доля потребителей, которые будут переплачивать за экологически чистые продукты, в период с 2011 по 2019 годы в среднем по миру выросла на 8 пп, достигнув почти 57%. При этом, данный рост можно назвать в определенной мере условным, например, показатели по сравнению с предыдущим годом остались на той же самой отметке, а по сравнению с 2017 годом и вовсе уменьшились на 1 пп.
Доля тех респондентов, которые платить пока не готовы, но поддерживают красивую идею об экологическом улучшении общества, предсказуемо немного выше, однако, также растет отнюдь не ударными темпами. Например, показатель 2019 года (65%) был идентичным и в 2013 году.
Доля пользователей интернета, которые согласны с данными утверждениями, %
Источник: globalwebindex, Corporate Social Responsibility
Платят молодые, а пожилые говорят
За экологически чистые продукты чаще готовы больше платить молодые, а людям постарше ближе популистские высказывания о важности роли экологии. При этом половина респондентов старшего возраста стараются покупать натуральные и органические продукты, что, по сути, не так уж и мало. Правда, речь идет именно о выборе, а не о том, чтобы заплатить за экологически чистый продукт более высокую цену.
Доля интернет пользователей, согласных с данным утверждением, %
Источник: globalwebindex, Corporate Social Responsibility
Немотивированные россияне
Лишь один россиянин из десяти готов платить (специально) за услуги и продукты если они дружественны окружающей среде. Жители США оказались мотивированы немногим более россиян, а японцы и вовсе озадачиваются подобными вещами меньше, чем кто-либо на планете. Европейцы, в целом, гораздо более нацелены на покупку экологичных продуктов и услуг: как пример можно привести Швейцарию и Австрию, а наиболее мотивированными покупателями «экологического» оказались жители Филиппин и Вьетнама (32% и 29% соответственно).
Почти каждый третий россиянин хотел бы получать от брендов экологические продукты, в то время как в США – только один из пяти. При этом в Швейцарии доля составляет 43%, а в Австрии высокие экологические требования к брендам предъявляет почти каждый второй респондент.
Сознательное потребление в разных странах, %
Источник: globalwebindex, Corporate Social Responsibility
Относительно низкая осведомленность о КСО не отражает фактических ожиданий потребителей
Чуть более трети интернет-пользователей в Великобритании и США знают о значении термина КСО (Корпоративная социальная ответственность). Уровень информированности самый высокий среди мужчин и более состоятельных потребителей, а наиболее низкий среди 16–24-летних – это как раз то самое поколение, которое чаще готово платить за экологичность продукта. Однако, низкая осведомленность о КСО не обязательно означает снижение потребительского спроса. Скорее наоборот – четыре из десяти респондентов, которые не знают о КСО, будут готовы платить больше за бренд, который оказывает положительное влияние на общество или окружающую среду.
Чаще всего люди готовы переплачивать за премиальные личные аксессуары и электронику, при условии положительного влияния товаров на общество и окружающую среду. При этом в первом случае речь идет об экологической репутации бренда, а во втором – о прозрачности бренда и цепочки поставок. Реже всего люди согласны переплачивать за «экологический премиум» в категориях алкоголя, чистящих средств, еды, а также за бренды супермаркетов.
Доля респондентов в США и Великобритании, которые готовы платить за премиальный товар, который положительно влияет на окружающую среду
Источник: globalwebindex, Corporate Social Responsibility
В рамках исследования онлайн-способом во втором квартале 2019 года были опрошены более 130 тысяч респондентов из 45 стран включая Россию. В России были опрошены более 2 тысяч респондентов.