Большинство российских компаний не планируют внедрять машинный интеллект и виртуальную реальность, при этом, роботизация бизнес-процессов имеет определенный потенциал. Также, по данным отчета Deloitte «Опрос финансовых директоров ведущих компаний в России», треть российских компаний не готовы к принятию рискованных бизнес-решений.
Компания Deloitte опросила финансовых директоров ведущих компаний в России, представляющих ключевые сектора экономики страны.
Каждый второй ждет позитива
На сегодняшний день примерно половина представителей российского бизнеса ожидают существенных позитивных изменений в текущем финансовом положении компании. Это значительно больше, чем в первом полугодии 2019 года, когда половина респондентов была настроена пессимистично. Интересно, что в среднем по Европе позитивных изменений ждет только один руководитель из пяти.
Наиболее оптимистичные оценки текущей ситуации дают представители российского транспортного сектора и фармацевтики, в то время как представители банковской сферы ожидают негативных изменений.
Транспортный бизнес: без резких движений
Компании, в целом, не готовы к принятию рискованных решений (37%). Впрочем, год назад желающих рисковать было еще меньше – 22%. Наименее готовыми к принятию смелых решений оказались респонденты из транспортного сектора, в то время как компании из области здравоохранения готовы «идти на пролом». При этом, при повышении выручки уровень готовности принять рискованное решение снижается, причем, вне зависимости от отрасли.
Оценка готовности к рискам, Россия, %
Источник: «Делойт», Опрос финансовых директоров ведущих компаний в России
Снижение внутреннего спроса, а также рост конкуренции, беспокоят крупных российских бизнесменов больше всего. Причем, последний больше всего интересует компании банковского сектора. Риск снижения доходов чаще отмечают представители транспортных компаний (67%).
Потенциал развития партнерских отношений с зарубежными компаниями
Интерес к партнерству с зарубежными компаниями во второй половине 2019 года несколько снизился, хотя по-прежнему большинство российских компаний сотрудничают с иностранными партнерами, а почти половина планируют расширять географию своих бизнес-отношений. Меньше всех имеют бизнес-проекты с зарубежными партнерами компании сектора Высоких технологий и СМИ, а чаще планируют увеличить географию присутствия компании добывающей и обрабатывающей промышленности.
Инновационные технологии пока не для всех
Самые популярные технологическая инновации в российских компаниях – это внедрение передовых систем учета и автоматизация бизнес процессов, причем, как отдельного, так и их цепочки. Дополненную или виртуальную реальность ввела только одна российская компания из двадцати, правда, одна из десяти планирует это сделать в ближайшем будущем. Роботизация бизнес-процессов также пока активно не используется в российском бизнесе, но в то же время имеет определенный потенциал.
Основным драйвером внедрения диджитализации российские респонденты отметили стратегию менеджмента, причем, во втором полугодии 2019 года влияние этого драйвера выросло.
Инновационные технологии в компаниях, Россия, %
Источник: «Делойт», Опрос финансовых директоров ведущих компаний в России
Неавтоматизированный маркетинг
На сегодняшний день большинство компаний инвестирует в автоматизацию деятельности финансовой службы и документооборот. В автоматизацию маркетинга вкладывается каждая третья компания, причем, столько же собираются это сделать в будущем. Каждая четвертая компания собирается инвестировать в человеческие ресурсы, а также в документооборот. Самым "неавтоматизированным" рискует остаться производство: в сферу этой деятельности не собираются инвестировать 37% компаний.
Инвестиции в автоматизацию операционной деятельности подразделений, Россия, %
Источник: «Делойт», Опрос финансовых директоров ведущих компаний в России
Опрос проводился в сентябре – октябре 2019 года
Выборка исследования
В финальную выборку вошли 60 респондентов. В дальнейшем в выборке были выделены отраслевые подгруппы.