Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Парадоксы медиапотребления

Парадоксы медиапотребления

Доверие к источнику информации может стать таким же важным показателем, как и охват

В качестве основного источника информации телевидение теряет доверие людей. Однако доля телезрителей, которые не готовы отказаться от него в пользу других информационных каналов, растет. Почему так происходит? Мы попробовали ответить на этот вопрос, используя данные опросов Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и консалтинговой компании Deloitte Россия.

Россияне все реже рассматривают телевидение, как источник новостной информации, как следует из данных опроса ФОМ, проведенного в январе 2019 года. Ожидаемо растет доля новостных вэб-сайтов и соцсетей, но! Разрыв между ТВ от ближайшим конкурентом, хотя и сокращается, но остается значительным: 71% и 44%, соответственно.

«Из каких источников вы чаще всего узнаёте новости, информацию?», доля, %, 2010−19 гг.

Источник: Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), 2019

Говоря о возрастных различиях, отметим, что новостные сайты ожидаемо опережают ТВ среди молодежи до 30 лет (57% и 48%, соответственно), однако этим их успехи и заканчиваются. Во всех остальных возрастных диапазонах телевидение уверенно сохраняет свои позиции. Анализ среза, сделанного по образованию, не приносит нам новой информации: имеющие высшее образование респонденты указали ТВ в 63% случаев, новостные сайты — в 59%. Доля других сегментов значительно меньше.

Правда, получить информацию из какого-то источника — это одно, а доверять ему — все-таки другое. И люди понимают это. Так, доля тех, кто доверяет телевидению больше, чем другим каналам, вдвое меньше, чем тех, кто именно оттуда узнает о новостях. Причем, это доля за последние годы стремительно снижается. Изменения в уровне доверия к другим информационным каналам значительно меньше за одним исключением: доля нигилистов, т.е. тех, кто не доверяет ни одному источнику, выросла с 2015 года почти вдвое и составляет в 2019 году 27%.

Есть ли источники информации, которым вы доверяете больше, чем остальным? доля, %, 2015−19 гг.

Источник: Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), 2019

Аналитики Deloitte Россия, изучая ту же тему — доверие к информации — сформулировали вопрос по-другому и поставили респондентов перед выбором: какому каналу они доверяют в случае, если они противоречат друг другу. Это позволило увидеть ситуацию в ином свете.

Во-первых, телевидение уступило позицию самого доверительного источника вэб-сайтам, причем, доля последних устойчиво растет последние три года.

Во-вторых, уровень доверия к социальным сетям совсем не так велик, как можно было бы себе представить и последовательно падает.

Доля тех, кто назвал радио и прессу, как легко видеть из приведенной диаграммы, измеряется единицами процентов, так что говорить о динамике просто не позволяет статистика.

"Если об одном и том же событии разные источники сообщают противоречивые сведения, то на какой из них вы будете ориентироваться прежде всего?" доля, %, 2018 г.

Источник: Deloitte Россия: Тренды медиапотребления в России 2018

Таким образом, путь среднестатистического человека по информационному полю по аналогии с известной «воронкой продаж» можно построить следующим образом.

Верхний уровень — это источник информации. Чаще всего в этом качестве выступает телевидение. Второе место занимают новостные вэбсайты, третье — социальные сети.

Чем ближе к центру воронки, тем выше уровень доверия. Естественно, что при переходе происходит конверсия, для каждого информационного канала она своя.

На втором уровне («источник, которому доверяют больше всех») конфигурация первой тройки сохраняется, но разрыв между первым местом (ТВ) и вторым (новостные вэб-сайты) сократился.

Наконец, на третьем уровне, когда в случае противоречивой информации респондентам надо выбирать, на первое место выходят новостные сайты, телевидение же остается на второй.

Почему телевидение уступает позиции при переходе на более доверительные отношения со зрителем? Многое определяет «ситуация потребления», т.е. медиапотребления в данном случае. Как показывают данные опроса ФОМ, в 2019 году 66% респондентов смотрят телевизор, практически, каждый день, 9% - о трех до пяти раз в неделю. Другими словами, большинство смотрят очень часто. Но с какой целью? Здесь нам на помощь приходят данные опроса Deloitte

Высокий показатель ежедневного смотрения телевидения не означает для людей значимости этого канала. В отчете Deloitte приведены данные о форматах медиаактивности, которые явно указывают на то, что телевизор зачастую работает в фоновом режиме, а какую-то определенную передачу смотрит в лучшем случае один из четырех человек.

С какой целью вы включаете телевизор?, доля, %, 2018 г.

Источник: Deloitte Россия: Тренды медиапотребления в России 2018

Сопоставление данных двух исследований показывает, что высокий уровень присутствия телевидения в жизни людей еще не означает значимости для них этого канала. Отсюда и невысокий уровень доверия.

Вместе с тем, люди не готовы отказаться от просмотра телепередач. Данные ФОМ свидетельствуют, что лишь 26% респондентов допускают такую возможность, в то время, как 60% не хотят ничего менять. Телевизор, скорее, развлекает, чем информирует, если речь идет о чем-то серьезном, требующем проверки. Уровень доверия зрителя к каналу может быть важным показателем не только в контексте доверия к информации, но и для оценки качества площадки. Ведь не охватом единым.

Инфографика: Chartberry.com

Первая публикация: Sostav

Тэги:

Кол-во просмотров: 3406



Еще по теме

Сервисы доставки: новая нормальность

Сервисы доставки: новая нормальность

Что, кому, зачем и куда надо доставлять

Чуткость как элемент «новой нормальности»

Чуткость как элемент «новой нормальности»

Отсутствие социальной активности бренда не означает отказа от покупки

Учиться, учиться и работать

Учиться, учиться и работать

Какими приложениями будут пользоваться в 2021 году

Любителей ужасов ковидом не испугать 

Любителей ужасов ковидом не испугать 

Когда зрители вернутся в кинотеатры

Чем сердце успокоится

Чем сердце успокоится

Как изменилось потребительское поведение любителей движения за время самоизоляции