Эксперты Antal Russia третий год подряд составляют список самых дефицитных профессий. Что меняется?
Составление списка наиболее дефицитных профессий – беспроигрышная тема с точки зрения пиара рекрутинговой компании. Такие статьи будут читаться. Они – как стрелка компаса, которая указывает верный путь в быстроменяющемся мире. Но смена или даже корректировка профессии – занятие не быстрое. Соотносится ли оно со временем изменения этого самого мира? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы сопоставили данные, полученные Antal Russia в течение трехлетних наблюдений: 2010, 2011 и 2012 года.
Сразу же хочется обрадовать читателей: ни одного (!) повторения профессий, попавших «списки дефицита» не обнаружено. То ли рынок подстраивается достаточно быстро, то ли близкие профессии назывались по-разному в разные годы, но факт остается фактом – прямых совпадений нет. Читатель может убедиться в этом самостоятельно,
скачав здесь табличку, составленную нами по опубликованным данным Antal Russia. Так что, те, кто хочет «закрыть амбразуру», т.е. дефицитную вакансию, собственной грудью, должны действовать быстро. Однако вряд ли такого рода рекомендация может быть полезна в такой консервативной области как выбор специальности. Получение специальных знаний, наработка опыта, не говоря уже о профессиональном образовании, требует времени. Особенно это актуально в случае высокооплачиваемых вакансий, которые в силу специализации как раз и попадают поле зрения специалистов Antal Russia. Для того чтобы выделить «длинные тренды», мы сгруппировали все вакансии в блоки: юридически-бухгалтерско-кадровый, маркетингово-коммуникационный, технологический и бизнес-блок. Разумеется, такое разделение весьма условно, но оно удобно для «приведения к общему знаменателю» близких с точки зрения базового образования профессий.
Наверно, важнейшим изменением, произошедшем на кадровом рынке в текущем году, можно назвать исчезновение из перечня дефицитных специальностей, относящихся к «юридически-бухгалтерскому» блоку. Еще год назад, в 2011 году их было 2 (юрист по трудовому праву и Методолог по бухгалтерскому/управленческому учету), а в 2012 – ни одной. Это не означает, разумеется, что «такие люди нам не нужны», но у российского бизнеса возникли новые потребности. Какие же?
Новые форматы
Рассматривая «список дефицита»-2012, прежде всего, бросается в глаза появление там специальностей, относящихся к топ-менеджменту. Такого раньше не было.
Чтобы выделить эти специальности, достаточно посмотреть на уровень примерного дохода, тут появляются цифры и 500 тыс. р/мес. и 600 тыс. р/мес. И ведь не то, чтобы таких зарплат раньше не было – были. Но их не было в списках дефицитных профессий. Почему они там появились?
Общее объяснение простое: меняются бизнес-модели, появляются и потребности в иных навыках. Чтобы узнать каких именно, достаточно посмотреть на список новых специальностей: операционный директор по рознице в аутлет-центр, директор единого центра обслуживания (ЕЦО). Почему именно они?
Аутлет – это новый формат торгового центра, который специализируется на продаже товаров известных брендов со значительными скидками. Основная задача операционного директора в таком центре - организация успешного функционирования масштабного комплекса, включающего в себя не только магазины, но и рестораны, развлекательные площадки и многое другое.
«Поскольку аутлет-центры – совершенно новое явление в России, на рынке просто нет готовых специалистов, обладающих требуемым опытом», - говорит Полина Кухарская, менеджер департамента ритейл-рекрутмента Antal Russia.
Появление в «списке дефицита» директора ЕЦО объясняется тем, что бизнес многих компаний существенно вырос после кризиса, в связи с чем возникла необходимость в более эффективном управлении Соответственно, некоторые компании приступили к проектам по созданию «Единых центров обслуживания» (Shared Services). Основная задача этих структурных единиц – повышение качества обслуживания «внутренних клиентов», снижение затрат, оптимизация и структурирование бизнес-процессов, внедрение политик и процедур.
«Работодатели хотят видеть во главе такого подразделения профессионала с финансовым бэкграундом, выросшего до уровня операционного менеджмента и получившего опыт реализации подобных проектов в хорошо структурированной западной компании. Очевидно, что таких специалистов на российском рынке можно сосчитать по пальцам», - отмечает Ангелина Воскресенская, менеджер департамента финансового рекрутмента компании Antal Russia.
Как легко видеть, финансовое и юридическое образование этим людям необходимо. Таким образом, можно зафиксировать рост «спроса на повышение квалификации» этих людей, в первую очередь, с точки зрения работы с крупными проектами.
Инвестор – главный клиент
Довольно показательна трансформация в «списках дефицита» позиции сотрудника, работающего с инвесторами. В 2010 году он назывался "специалист по связям с инвесторами", IR. «Собственники компаний не всегда считали эту позицию необходимой или слишком поздно задумывались о ней – комментировала Эльвира Чекмарева, ведущий консультант департамента маркетингового рекрутмента Antal Russia эту ситуацию три года назад. – Однако компания, планирующая выход на IPO, должна сформировать определенную стратегию в отношениях с инвесторами, и, конечно, найти сотрудника, который будет ее реализовывать. Специалистов же по связям с инвесторами, обладающих достаточным опытом, на российском рынке можно сосчитать по пальцам».
Впрочем, с тех пор тема выхода на IPO как-то утратила остроту. Однако потребность в связях с инвесторами только возросла, если судить по уровню вознаграждения, которое сулят этим людям за их нелегкий труд. От 500 тыс. р/мес может получать в 2012 году ведущий менеджер инвестиционно-корпоративного блока, который отвечает за отношения с крупными корпоративными клиентами и разработку оптимальных для них финансовых продуктов. И ведь не найдешь!
Банкир должен быть эффективен
Похожая в смысле роста ответственности и уровня вознаграждения ситуация и в банковском секторе. Так, в 2010 году специалист по стратегическому планированию банковской деятельности стоил 150 – 400 тыс. р/мес, а в текущем, 2012 директор по развитию бизнеса в банковском секторе может получать от 350 р/мес. И дефицитен!Высокий спрос на директоров по развитию обусловлен тем, что в последнее время банки сосредотачивают все основные усилия на увеличении объемов бизнеса. «При поиске кандидатов на данную позицию работодатели обращают особое внимание на подтвержденные достижения кандидата на предыдущих местах работы», - отмечает Татьяна Бартюк, менеджер департамента банковского рекрутмента компании Antal Russia. Другими словами, народа много – людей нет. В смысле, эффективных в своем деле людей. И увеличение работодателями вознаграждения не вымывает эту позицию из «списка дефицита».
Есть ли жизнь без маркетинга?
Впрочем, упомянутая закономерность – роста ответственности и зарплаты – характерна не для всех профессий. Некоторые специальности покидают «список дефицита» блоками. Например, в 2010 году в нем можно было видеть как специалистов по прогнозированию спроса, так и по внутренним коммуникациям. Но сегодня дефицита в них не наблюдается. Зато нужны менеджеры по электронной коммерции и по работе с ключевыми клиентами. Особняком, на наш взгляд, стоит попавшая в список в 2012 году профессия менеджера по маркетингу в B2B-компании с очень приличным для этого сектора рынка вознаграждением до 200 тыс. р/мес. Интересно, что если раньше, скажем, в 2010 году в В2В-секторе нужны были функционеры типа «Менеджер по развитию бизнеса в горнодобывающей промышленности», то сейчас в дефиците маркетологи. Почему так?
«Активное развитие компаний в секторе B2B породило высокий спрос на менеджеров по маркетингу это относительно новая дисциплина для рынка. - считает Полина Шарова, менеджер департамента B2B рекрутмента Antal Russia. - Еще 3-5 лет назад в России не существовало специалистов подобного профиля». В круг обязанностей менеджера по маркетингу в B2B компании входит: анализ рынка и конкурентов, работа с агентствами, подготовка презентаций, брошюр и буклетов, организация семинаров для клиентов, участие в профильных выставках.
Еще одна интересная находка этого года – дефицитность консультантов по бизнес-аналитике (BI, business information) с окладом 150 - 300 тыс. р/мес. Впрочем, исследователи рынка вряд ли так просто смогут занять эту нишу. «Финансовый кризис заставил многие компании задуматься над необходимостью более рационально использовать имеющиеся у них ресурсы и более взвешенно принимать стратегические решения, - поясняют эксперты Antal Russia. - В этой связи существенно возросла потребность в консультантах по внедрению программного обеспечения для бизнес-аналитики. Крупные компании ищут кандидатов с опытом внедрения BI решений, преимущественно тех, кто уже участвовал в нескольких проектах внедрения полного цикла. «Количество проектов в сфере BI постоянно увеличивается, и поэтому нехватка специалистов с требуемым опытом ощущается все сильнее», - говорит Юлия Соляева, ведущий консультант департамента ИТ и Телеком рекрутментаAntal Russia.
А вот «
специалисты по бережливости», lean-менеджменту, еще в прошлом 2011 году присутствовавшие в «списке дефицита», в этом году из него выпали. Вот что писали тогда эксперты Antal Russia. «Lean-менеджеры очень востребованы в международных производственных компаниях, оперирующих на территории России. На рынке ощущается дефицит профессионалов, имеющих опыт оптимизации производственных процессов путем внедрения технологии «бережливого производства».
Дальше, одно из двух: либо международные производственные компании перестали активно оперировать на территории России, либо они стали удовлетворять свои потребности в lean-специалистах минуя рекрутеров, самостоятельно, скорее всего, приглашая пенсионеров, работавших в крупных, чаще европейских компаниях.
В целом же, можно констатировать, что мир становится все более прагматичным и специализированным. До следующего кризиса. Не обязательно экономического.