1. "Markets always change faster, than marketing" (англ. - рынки всегда меняются быстрее, чем маркетинг), проф. Нирмалийя Кумар.
2. Маркетинг всегда меняется быстрее, чем маркетинг-образование. Исключение - это преподаватели-практики. Только они способны быстро актуализировать программы, так как работают и много общаются между собой. Штатные же преподаватели вузов, в большинстве своем, будут ждать новых популярных книг от авторитетов маркетинга, чтобы, прочитав их, что-нибудь, возможно, подправить в своих слайдах.
Тайминг получается примерно такой:
- изменения маркетинга – месяцы;
- новые кейсы – полгода;
- доклады на конференциях – год;
- статьи – годы;
- выход книги на Западе - годы;
- книга становится бестселлером и попадает на глаза издателям в России - годы;
- приобретаются права на ее издание в России – год;
- книга переводится, издается и распространяется по торговой сети издательства – год;
- про книгу узнает преподаватель вуза и покупает ее – год;
- преподаватель столичного российского вуза переделывает несколько слайдов в своей презентации – год;
- преподаватель регионального российского вуза видит на одной из московских конференций или в вебинаре измененные слайды преподавателя московского вуза, фотографирует их и вставляет в свою презентацию.
3. Если преподают практики, то они еще как-то пытаются актуализировать свои программы в соответствиями с изменениями на рынках и в маркетинге. А вот у штатных преподавателей государственных вузов может просто не оказаться знаний и мотиваций для процесса постоянных изменений. Как ни странно, но обычно вузовского преподавателя и не просят улучшить качество занятий. Так что, если у него нет собственной внутренней мотивации к постоянным улучшениям, то все может идти по накатанной дорожке, без преувеличения, десятилетиями.
Парадокс, но финансирование государственных вузов очень мало зависит (если вообще зависит) от качества образования их выпускников. Им и так тепло и сыро. В вузе почти любого профиля сейчас обучают на маркетологов, дизайнеров и рекламистов, но никто потом не проверяет уровень знаний и навыков студентов на выходе из их образовательных программ. Собственная проверка вуза не в счет. Для того чтобы оценка была объективной, проверка должна быть внешней, причем осуществляться она должна не коллегами из госвузов, а практиками, работающими на реальных высококонкурентных рынках.
4. Высшее образование в России очень зарегламентировано и излишняя самодеятельность может стоить преподавателю-новатору теплого и насиженного места в государственном вузе. Понятно, что терять его мало кому захочется, особенно в предпенсионном возрасте. Не говоря уж о пенсионном. Все это еще больше стимулирует застой.
5. У вузов нет понимания - кого нужно приглашать преподавать маркетинг. Смотрят на формальности - ученая степень, количество статей научного характера и так далее. Но маркетинг – это не наука, а прикладная мультидисциплинарная область деятельности. Это живая практика.
6. У многих вузов нет денег на практиков. В региональном вузе за час преподавания платят очень мало. И руководство вуза не всегда понимает зачем платить больше.
7. Даже если в вузе возникнет понимание того, что «что-то пошло не так» в области маркетинг-образования и даже если будут изысканы деньги, то наверняка найдется много людей, которые в меру своих сил будут препятствовать вливанию в преподавательский состав "свежей крови". в лице. Ведь тогда на фоне молодых и талантливых практиков маркетинга местная профессура, читающая по книгам, может слегка и потускнеть.
Говорят, что Огилви посылал каждому новому менеджеру среднего звена матрешку, открыв которую до конца в самой последней фигурке новый менеджер агентства находил записку следующего содержания: "Если каждый из нас будет брать на работу людей, которые глупее нас, то очень скоро мы станем компанией карликов. Но если каждый из нас не будет бояться брать на работу людей, которые умнее нас - мы станем компанией гигантов." Очевидно, в вузах весьма не часто находятся ректоры и деканы, думающие как Огилви. Ведь вуз принадлежит не им и главный инсайт большинства из них – сохранить хорошо оплачиваемое теплое место и оградить его от конкуренции со стороны молодых талантов.
8. Для качественного образовательного процесса необходим отбор при поступлении. Отбор, который создаст способную к работе группу. Качество результатов отбора зависит от бренда вуза, программы, ее руководителя и преподавателей, а также стоящих за ними образовательных продуктов. Всеми этими параметрами вузы озадачиваются не часто.
Вспомним слова гуру рекламы Альберта Ласкера,: "Если продукт не продается без рекламы - он не будет продаваться и с большим количеством рекламы". Перефразируем это утверждение для образовательной программы: "Если люди не идут на программу в том числе из-за бренда ее руководителя и преподавателей (без учета бренда вуза), они не пойдут на нее и при поддержке этой программы брендом вуза. Или пойдут, но только за копейки, что в конечном счете не позволит за эти копейки создать хороший образовательный продукт.
Можно провести эксперимент и организовать в городе (вне вуза) платные мастер-классы руководителя программы и ее преподавателей, предложив им самим продать их. Если туда придут слушатели, заплатят деньги и будут довольны платным мастер-классом - значит бренды руководителя и преподавателей программы существуют и, возможно, они находятся в вузе на своем месте. Если же они не придут, значит вуз мог бы добиться лучших результатов, обновив или полностью сменив команду преподавателей. Если придут, но останутся недовольны, значит бренды есть, но качественного продукта в их основе нет.
9. Можно нанять самых известных экспертов - докторов наук, профессоров, авторов книг или даже практиков, но все это не даст результат без правильно выстроенного образовательного процесса. Его целью должна быть выработка у студентов навыков и умений быстро, энергично и осознанно действовать в любой незнакомой и неожиданной обстановке, свободно применяя в реальной работе все методики и инструменты, которым их научили.
В дневных вузах многие студенты не имеют параллельно с обучением подходящей работы, где они могли бы на практике применять полученные знания. Что касается самих занятий, то в государственных вузах они крайне редко проходят в виде практических занятий - воркшопов, дискуссий, форсайтов, мозговых штурмов, работ в группах, деловых игр и так далее. Те вузы, которые до сих пор делают ставку на лекции, уйдут в небытие, уступив место онлайн-программам.
10. Сделать обучение максимально похожим на реальную работу мешают архаичные образовательные стандарты, в соответствии с которыми часы программы используются неэффективно (там много ненужного и мало нужного), а также неэффективный собственник в лице государства. Изменить эту ситуацию сможет только приватизация всего высшего образования и отмена государственных образовательных стандартов с их одновременной заменой на профессиональные образовательные стандарты, разрабатываемые реальным бизнесом в формате отраслевых сообществ практиков в соответствии со своими потребностями и требованиями к специалистам по маркетингу.
Согласно форсайту Агентства Стратегических Инициатив "Образование 2030", произойдет это еще до 2020 года.