Каждый год прогнозисты всего мира пытаются угадать, что именно будет модно, актуально, востребовано и т.п. (нужное подчеркнуть) в следующем году. И хотя Интернет сохраняет все их предыдущие и часто неудачные экзерсисы, соблазн «на этот раз угадать точно» слишком силен. Конечно, вопросы, на которые надо ответить не простые. Как, например, поведет себя в этом, 2012 году кадровый рынок? Будет ли оправдан риск поиска лучшего места под солнцем или надо погодить? Надо ли биться за прибавку к зарплате с нынешним работодателем или - ввиду бесполезности – поискать соцпакет «пожирней, да погуще»? общие рекомендации дать невозможно, да и не нужно. Зато можно попробовать посмотреть, как ведет себя «коллективный разум».
«Несмотря на нестабильную ситуацию на европейских рынках, рынок труда России пока не ощущает никакого спада, - считает Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia. - Нельзя сказать, что смена места работы – это риск. Однако всегда надо просчитывать, насколько этот шаг оправдан. Имидж «попрыгунчика» (job-hopper) никогда не прибавлял кандидату преимуществ».
Правда, российским менеджерам часто не свойственен такой здоровый консерватизм, особенно, если они молоды и работают в динамично развивающихся отраслях. Скажем, в один и тот же год менеджер среднего звена (редакция знает такие или близкие к ним примеры –
R&T) может сменить два места работы в успешных в своих секторах компаниях, и удачно перейти в конце года в третью, еще более известную и успешную.
Впрочем, чаще люди все же предпочитают подстраховаться. В 2011 году около половины работающих по найму были бы не прочь сменить работу. Согласно статистике рекрутингового портала Superjob.ru, у 47% из всех соискателей, разместивших резюме в течение последнего месяца в открытом доступе (т.е. резюме доступно для просмотра представителям всех компаний –
R&T), в данное время есть постоянная работа. Среди тех соискателей, что предпочли выборочный доступ для своих резюме, скрыв анкету от определенных (чаще всего, тех, где они работают в данный момент), доля работающих существенно выше – 62%. Нежелание афишировать поиск вполне понятно: опрос работодателей, проведенный порталом Superjob.r в 2010 году, показал, что около половины опрошенных (44%) отслеживают активность сотрудников своих компаний на предмет поиска ими работы. Таким образом, соискатели достаточно активны в поиске работы и готовы рискнуть, а современные технологии Job-порталов, при их грамотном использовании, позволяют максимально снизить риск быть уличенным в поиске новой работы.
Подобная осторожная тактика по-человечески понятна и вызывает доверие у специалистам по кадрам – неважно работают ли они в агентствах или непосредственно в компаниях. «Мы исходим из того, что «карьерист» - это человек, который ищет новые возможности для профессионального, материального и личностного роста, - объясняет Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru . - Он внутренне готов к переменам».
Можно ли уйти к конкуренту
В случае, если работник, ищущий новую работу, остается в той же отрасли, вероятность его появления у конкурентов весьма велика. Опрос, проведенный порталом Superjob.ru в середине 2011 года, показал, что из 5000 опрошенных 74% готовы принять предложение конкурента «на хороших условиях» и только 7% не покинут родную компанию «ни за какие коврижки».
Что же это за «коврижки» или условия, на которых люди согласны перейти к конкуренту? Об этом сотрудники SuperJob.ru спросили тех (напомним, их 74% - R&T), которые «согласные», т.е. положительно ответили на этот вопрос. Ответы распределились следующим образом (сумма превышает 100%, т.к. можно было выбрать несколько вариантов ответа) :
«Согласились бы Вы поменять место работы, если бы получили приглашение от фирмы-конкурента?»
Источник: SuperJob.ru
И многие бы устроились. Во всяком случае, 56% респондентов в ходе аналогичного опроса SuperJob (январь 2010 г.) согласились с утверждением: «Да, без ограничений», прокоментировав, например, так: «Ничего личного, это бизнес». «Потому что занимаемся прямыми продажами». «Если это стоящий специалист, почему бы и нет?!»
Таким образом, основная причина поиска новой работы – желание карьерного и зарплатного роста. Причем, согласно опросам SuperJob.ru первый важнее для мужчин, а второй – для женщин. А вот от текущей зарплаты и возраста распределение факторов зависит слабо.
Походие результаты получили и в Antal Russia, несмотря на то, что опрашивалась совершенно иная аудитория: финансовые директора с зарплатами от 200 тыс. рублей/мес., а в зависимости от отрасли и выше. Основными мотивами поиска новой работы для людей этого уровня являются стремление встретиться с «новым вызовом» (72%) и – да, банально, но это так – желание повысить зарплату – 62%. Далее идут такие факторы как «карьерный рост» (56%), стремление к большей ответственности (49%) и т.д. А вот такие факторы как отношения с коллегами и корпоративное обучение мало значимы: 10% и 7%, соответственно.
Уехать нельзя остаться
Где же ищут работу наши соотечественники? Готовы ли они бросить устроенный быт и ринуться в неизвестность за длинным рублем или долларом? Далеко не всегда.
По мнению экспертов SuperJob.ru почти половина находящихся в поиске работы соискателей хотела бы работать за рубежом, но только при условии более высокой зарплаты, чем в России. На вопрос «Хотели бы Вы работать за границей», заданный 1800 респондентам, 13% ответили утвердительно, даже если зарплата будет меньше, чем в России, 47% дали положительный ответ с условием, что зарплата будет выше. 27% не хотели бы трудоустроиться в другой стране по разным причинам, 13% затруднились с ответом.
А вот с точки зрения перемещения по родной стране ситуация несколько иная. Соискатели могут отметить в своем резюме, готовы ли они переехать в другой город ради работы, но в 2011 году лишь 17% - 18% всех резюме содержали такую отметку. Другими словами, около 80% людей ищут работу в своем же городе. Основная причина низкой мобильности – сложности переезда. Помимо поиска нового жилья, для работника, у которого есть семья, становятся актуальны заботы о трудоустройстве супруга, об устройстве детей в сад или школу, вопрос о медицинском обслуживании и масса других. В условиях неразвитой или недостаточной инфраструктуры (особенно региональной) даже государственные программы, направленные на поощрение трудовой мобильности, остаются маловостребованными. Например, по данным опроса Superjob.ru, в течение 2009-2011 гг. государственными программами по переселению в другой город/регион с целью трудоустройства воспользовалось 7% неработающих и 5% работающих респондентов.
Для высокооплачиваемых сотрудников переезд в другой город может стать хорошей возможностью. «Дефицит квалифицированных менеджеров в регионах ощущается куда серьезней, чем в Москве, - считает Михаэль Гермерсхаузен. - Переезд в регионы зачастую является отличным трамплином для карьеры, однако немногие менеджеры решаются на этот шаг».