Недавно я работал над презентацией о том, как наши склонности, мотивы и образ мышления влияют на поведение в Сети. Подбирая информацию для нее, я задумался о том, как именно эмоции пользователя находят свое отражение в виртуальном мире. Мы можем, например, отметить на Facebook, что что-то нам понравилось, но вкладываем ли мы в это действие настоящие эмоции?
Простые размышления о моем собственном поведении в Сети подсказывают, что все-таки у него должны быть определенные цели. Я использую интернет как развлечение, когда мне скучно, но ограничиваюсь, в основном, посещением Flipboard и Facebook. При этом большая часть материалов, которые я читаю в Flipboard, вовсе не развлекательные. Но общение с друзьями в Facebook может вызвать у меня улыбку, а обычно и нечто большее. Лично у меня интернет не вызывает тех же эмоций, как, скажем, разговор по телефону или взаимодействие с людьми.
Может быть, это характерно только для меня. Но, возможно, что истина где-то посередине. Дом Твоус (Dominic Twose), руководитель отдела информационного управления Millward Brown, недавно прислал мне краткую заметку с описанием графика, взятого из исследования психолога Альберта Мерабяна (
Albert Mehrabian). Объектом исследования была форма проявления чувств и отношения людей к чему-либо. И выяснилось, что только 7% в этом процессе занимают слова, 38% - интонация, а все остальное (55%) – это невербальные формы, так называемый язык тела.
Источник: исследования Альберта Мерабяна (США)
Дом предупредил меня, что эти данные относятся именно к проявлению чувств, а не ко всему процессу коммуникации в целом. Но подтекст был очень интересен. Если ты не страстный любитель онлайн-видео, большую часть контента составляют в таком случае иллюстрации и тексты. Может ли это ослабить способность интернета передавать чувства?
Если я правильно это понимаю, Мерабян предполагает, что «лайк» - это универсальное сообщение о наличии чувства симпатии к чему-либо. Как объяснил мне Дом, если бы он хотел рассказать мне о том, что ему что-то нравится, я бы получил сообщение, состоящее из того, что он сказал, интонации, с которой он это сказал, и выражения его лица. Дом привел пример: «Вот я съел апельсин и говорю тебе, как он мне понравился. Но при этом я скривил лицо, и ты можешь понять, что на самом деле мне апельсин вовсе не понравился».
Так, может быть, интернет – прекрасный способ передавать информацию, но плохой способ передавать эмоции?
Автор: Найджелл Холлис, (Nigel Hollis), главный глобальный аналитик Millward Brown
Перевод: Наталья Кириллова