В последний рабочий день уходящего года СМИ подводят итоги. В рефлексивных текстах, которые они выкладывают в этот день на свои электронные страницы, содержится то, что накапливалось «долгими неделями непосильного труда» в течение всего года. Можно называть это по-разному: планы, тренды, результаты. Важно не название, а источник. А он – внутри. Это то, что видно внутренним взглядом, освобожденным в предвкушении праздника от текучки буден. Так что же там видно?
Политика – не наша тема, хотя обойти ее трудно или даже невозможно, слишком уж все переплетено в нашей стране. Поэтому мы не будем говорить о ней, но будем иметь ее в виду.
Поляризация. То, что власть и оппозиция перестали слышать друг друга, очевидно. В этом может убедиться каждый, имеющий эккаунт в одной из популярной социальной сети (лучше всего – facebook). Но та же поляризация мнений будет наблюдаться и в бизнесе, по вопросам, не имеющим отношения к политике. Вот пример. В середине декабря команда сервиса BotScanner объявила о начале его открытого тестирования, т.е. «попробовать бесплатно». Это первый российский публичный сервис, который изучает качество интернет-трафика. Публичный – это значит доступный, т.е. достаточно простой и достаточно недорогой для большинства рунетчиков. Но есть проблемы.
Кому это нужно? Странный вопрос. Неужели это не интересует рекламодателей? Неужели агентствам не надо знать, трафик какого качества они продают клиентам? Оказывается, нет, это интересует далеко не всех. «Во многая знания много печали, и кто умножает познания умножает скорбь», - говорил библейский Экклезиаст. Создатели BotScanner тоже умножают скорбь. Не всех, но многих. Во всяком случае, любителей ловить рыбку в мутной воде, продавая т.н. кликфроды (click fraud – мошеннические клики, в народе именуемые накруткой). Честные способы ведения бизнеса гораздо менее неконкурентоспособны, у них себестоимость выше. Укрепить их можно либо законодательно (и, соответственно, усиливать репрессии в отношении нарушителей, что тоже денег стоит), либо путем добровольного отказа от этически сомнительных действий. Вот по этому пункту и проходит поляризация между «баблом и добром». Можно, не впадая в патетику, назвать этот рубеж иначе: между краткосрочными и долгосрочными интересами бизнеса.
Лицом к народу. Удивительно низкие транзакционные издержки времени делают возможным то, что еще лет пять назад казалось совершенно невозможным. Сегодня для того, чтобы делать достаточно крупные проекты с участием десятков людей, сегодня не обязательно содержать офисы, тратить серьезные деньги на инфраструктуру. Не обязательно и жить в центре города или страны (привет, урбанизация!). Примеров много, они всем известны (Slon.ru, Chaskor.ru, Lingualeo.ru и т.д.). Но и новые проблемы: необходимость работы по стандартам (а как иначе при удаленке?) начинает жестко конфликтовать с нашей российской безалаберностью. Ну и вообще многое придется создавать заново. И к новым проблемам надо быть готовым, а это еще одна проблема.
Ближе к сути. Возможности оформления презентаций, докладов и прочих материалов сегодня разнообразны как никогда раньше. По-моему, они достигли своего предела, время начаться антитренду. Посмотрите: черно-белая фотография не теряет актуальности. Наоборот, ее популярность растет. Людей стал все-таки интересовать смысл, потому что слишком много мелькания вокруг. И вот тут – не было бы счастья, да несчастье помогло. Защитная реакция от него, фильтры и дали толчок к повышению значимости смыслов.
Концентрация. Это еще один «противоток», связанный с предыдущим. Посмотрите, что делают люди в метро и сравните с тем, что было 10 лет назад. Люди читают. Причем, не только электронные, но и бумажные книги. Это удивительно, но это так. Что же они читают? Лично я последние пару недель читаю Анну Каренину. Но вот Иван Просветов (редактор Forbes) пишет в своем эккаунте в Facebook о том, что видел еще одного такого читателя (именно того же романа). И его наблюдения подтверждают в комментариях. Это лишь один роман. Оксана Дикарева из BBDO считает, что популярность «тяжеловесной» прозы – это противовес мультиканальному мельканию изображений. Правда, при этом она имеет в виду США, но процессы общие, и в этом смысле мы не сильно уступаем. А может быть, и вообще не уступаем.
Однако этот тренд – концентрация – вызовет к жизни новые проблемы: создания иного контента. Нас долго учили и научили уже, что текст должен быть нарезан на мелкие кусочки, сопровожден картинками. Или даже наоборот: картинка сопровождена небольшим текстом. Но придется думать дальше. Причем, новый «длинный контент» вряд ли будет похож на старый. Опять начнутся поиски стиля, структуры, форматов. Кстати, они уже начались – посмотрите на обновленный проект «Русской жизни» - russlife.ru
И, наконец, о честности. Есть ощущение, что она будет востребована. Честность во взаимоотношениях между собой не только людей, но и людей и структур (компаний) Я не могу подтвердить это примерами. Мы видим прежнее и даже усиливающееся удушающее дыхание проплаченных публикаций и тупой рекламы. Но по всему – маятник должен качнуться в другую сторону. Потому что дальше некуда и потому что это касается уже не только бизнеса. Скажем, начавшееся год назад движение «за честные выборы» получило неожиданно мощную общественную поддержку. Но странно было бы протестовать против подлогов на выборах и на следующий день профессионально выполнять такие же подлоги, придумывая для рекламодателя слоганы, не имеющие ничего общего с реальность.. В конце концов, за год креативный класс должен был бы это понять. Впрочем, слоганы – лишь небольшой пример. Иллюстрация. Картинка.