Я недавно прочитала статьи "Закат исследовательского бизнеса, каким мы его знали" и "К чему приведет «оцифровка» исследовательской отрасли" по поводу «заката» традиционных маркетинговых исследований и расцвета «нового дивного цифрового мира» онлайн-исследований, и, наверное, несколько лет назад я бы с ними полностью согласилась. Но сейчас я бы оценила ситуацию несколько по-другому.
Мне кажется, что "традиционные" личные и телефонные интервью повторят судьбу "пейджеров" и попадут на свалку истории, полностью уступив место онлайн-исследованиям, не раньше, чем появится новый Классик Онлайн Исследований, который:
а) Придумает стандарты для созданий выборок в онлайн-исследованиях, обоснованные в той степени, чтобы быть принятыми подавляющим большинством исследователей и заказчиков.
б) Придумает не менее четкий и понятный формат онлайн-анкет. Так как «традиционные» телефонные и личные интервью – это, в первую очередь, разговор. Разговор этот воспринимается большинством людей более-менее предсказуемо.
А вот предсказуемо ли воспринимаются, к примеру, онлайн-опрос, сделанный как флеш-игра, и онлайн-анкета с вопросами в безразмерных таблицах, для нормального ответа на которые нужны три монитора, поставленных в ряд? Можно ли сравнивать данные, полученные с помощью этих анкет? Что при этом надо учитывать?
в) Совместит методики исследования целевой аудитории, которые уже успешно используют вебмастера и интернет-маркетологи, с хорошо "упакованными" методиками, "продвинутых" исследовательских компаний. Если у людей, которые занимаются созданием и продвижением сайтов, спросить о том, что такое исследование целевой аудитории, им даже в голову не придет вспомнить об онлайн-анкетах. Тенденции покупательского спроса? Инструменты Google и Яндекс. А также раздел бестселлеров на Амазоне и Ebay. Исследование конкурентов? Spyfu и первая страница Google или Яндекса. Так что "пинок по индустрии" более вероятен с этой стороны, чем от мониторинга социальных сетей или онлайн-фокус групп.
Но в любом случае, появится ли такой «классик» или нет, развитие пойдет по направлению к "естественным" для респондентов платформам. Если человек весь день сидит в интернете - будет заполнять онлайн-анкету. Если c утра до вечера отправляет смски - будет участвовать в мобильных исследованиях. Везде берет с собой айпад - будет в нем рисовать галочки пальцами. И так далее.
Так что будущее индустрии не только в "оцифровке" традиционных методов, а, скорее в интеграции различных платформ для исследований, а также понимании ошибок и ограничений, которые при этом получаются. И здесь найдется работа и "технарям", и "аналитикам".
Качественный скачок в развитии индустрии - не в том, чтобы выкинуть бумажные анкеты на свалку истории, а в том, чтобы уйти от вопроса: "Печатаем анкеты или программируем?" и перейти к вопросу: "Какое количество личных/онлайн/мобильных/межгалактических интервью нам надо провести, чтобы максимально охватить целевую аудиторию?".
И, конечно: "Какие содержательные ориентированные на бизнес-применение выводы и рекомендации мы можем сделать по итогам исследования" - этот вопрос точно никогда не перестанет быть актуальным.
Автор: Светлана Плотникова, блоггер, рисечер-фрилансер, консультант