Всплеск подросткового суицида застал нас врасплох. Почему, чего им не хватало, кто виноват – школа, родители? Такие вопросы обычно звучат. Между тем, выражение «доведение до самоубийства» применимо не только к тем, кто нашел в себе смелость (или безумие) сделать это. Сама эта черта стала ближе. Что же изменилось?
Давайте будем честны: мы строим общество, в котором нет места детям. Они мешают родителям работать (и зарабатывать), отдыхать, словом, жить так, как хотелось бы. Они требуют внимания, но нам некогда. И наших детей воспитывают чужие люди, няни, которых мы ищем по объявлению. Откуда они? Лет 50-70 назад, во времена индустриализации, читай, разрушения русской деревни, в няни шли простые деревенские бабы, и это был еще не самый худший вариант. Во всяком случае, несмотря на понятные различия между «городом и деревней», мы были одной культуры. Сегодня этот источник иссяк, и большинство нянь – это жительницы ближнего зарубежья. Их главный интерес в работе – деньги, им надо обеспечивать собственную семью, оставшуюся за тысячи километров. Даже, если они знают свое дело, это не «арины родионовны».
К счастью, есть и позитивные сигналы: средний возраст дожития в нашей стране растет, а пенсионный возраст (пока!) стабилен. Соответственно, растет число бабушек (и дедушек), готовых уделять время собственным внукам. Однако этот антитренд пока гораздо слабее основного.
Ау, бизнес-леди и стартапвумен! Вы действительно знаете, чем живет ваш ребенок?
Возможно у кого-то есть иллюзии, что отдав ребенка в детское учреждение: детский сад, школу, то будет все ОК. А как иначе, они обязаны: лицензия, аккредитация, бумаги, целый ворох бумаг должен быть у тех, кто работает с детьми. Эти бумаги призваны дать гарантии родителям. О том, какова цена этим гарантиям, мы можем ежедневно читать в новостях. Читать и плакать. В буквальном смысле.
А происходит в детских учреждениях вот что. Рассказываю типичную ситуацию из собственной жизни. Дело было в середине 80-х. Моему сыну, тогда третьекласснику, учительница устроила выволочку за что-то невыученное. И дело было бы житейское, если бы это действо не было публичным («встань столбом, пусть все видят») и не сопровождалось унизительными высказываниями. Я пошел к педагогу, дабы задать всего один вопрос»: «Как так можно?». Оказалось, что не просто можно, но даже и нужно. «Когда ваш сын вырастет, он обязательно столкнется с хамством, - сказала опытный педагог. – Пусть привыкает, пока маленький».
Это не педагогическая ошибка, это система. Мы с ранних лет приучаем детей к жесткой конкуренции, но слабых не сбрасываем со скалы, как в древней Спарте. Приучаем, оценивая их знания и – важно! – сравнивая с другими. Эта процедура убивает, думал ли кто-нибудь об этом? Приучаем, постоянно вовлекая их в конкурсы и соревнования: спортивные, музыкальные, интеллектуальные. Победителя награждают под бодрую музыку и «пусть проигравший плачет!» Он и плачет. И мы вслед за ним. Впоследствии.
Детям нравятся конкурсы, это правда. Это и вправду удобный инструмент манипулирования большим числом людей. Если лишить детей оценок, они будут просить их, и это правда. Но, положа руку на сердце, вы всегда потакаете всем их желаниям? Надо просто понимать, какие чувства, эмоции вы вызываете к жизни, организуя то или иное соревнование. Что чувствует победитель, что проигравшие…
Ау, педагоги и маркетологи, умники и умницы! Вы никогда не думали, что у конкурсов есть и проигравшие?
Что же остается еще не сформировавшемуся человеку, когда он встречается с холодом окружающего мира непониманием, с тупиком? Он уходит внутрь себя. Еще никогда в истории нельзя было сделать это столь полно, как сейчас. И в этом ему и всем нам помогают высокие технологии. Именно молодежь и подростки составляют основное «население» Интернета. Там есть все: игры, магазины, фотки и, главное, там друзья. К тому же ничего не стоит завести новых. Надо ли выходить наружу, если здесь мы в контакте?
Пока угрозы Интернета для детей видят лишь со стороны педофилов. Да, конечно. Но я о другом. Не о том, что в нашем мире материализуется виртуальный маньяк. О том, что люди, а дети особенно, остаются «там» навсегда. Монитор – это волшебная дудочка Крысолова, которая уводит от нас наших детей, точь-в-точь как в известной сказке. Вернуть их обратно можно только, предложив что-то иное, реальное, прикасающееся к душе. Не хочется говорить слово «духовность», но придется. И надеяться придется только самих себя. Объединяясь с единомышленниками, пробуя и ошибаясь.
Кстати, вот тестовый вопрос, когда решение неясно: «То, что вы задумали, надо детям или делается для вашего собственного удобства или спокойствия? Ответьте на него и действуйте. Может быть, тогда новости станут не столь удручающими. Хотя надежды, конечно, немного. Ведь лишать себя удовольствия – это, сами понимаете… Но придется. Ведь дети уходят из нашего, а не виртуального мира. Наши дети.