Research&Trends. - Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за прошедший 2010 год? Если да, то, как именно?
Борис Омельницкий. - Если говорить в целом о digital-маркетинге и сфере интегрированных маркетинговых коммуникаций, спрос в этой отрасли в 2010 году рос, причем фактически на всех рынках: и B2B и B2C, и в среднем, и в крупном бизнесе, и среди небольших компаний. В медиа-микс рекламодателей включались новые продукты. Например, «Бегун» помимо основного продукта «контекстные переходы» развивает инновационные предложения на стыке идеологии контекстной рекламы и высокотехнологичных медиа. Мы работаем над развитием контекстной рекламой в мобильных устройствах и контекстной рекламой в онлайн-видео, и рекламодатели активно реагируют на новые предложения. О динамике спроса на рынке можно судить по изменению активности тех или иных отраслей (ниже публикуются данные за 4 квартал 2010 года, годовые итоги будут опубликованы "Бегуном" 24 марта 2011 г. - R&T)
Самые популярные среди потребителей сегменты рынка в сервисе контекстной рекламы «Бегун»
№
|
Раздел
|
Доля 4Q 2010
|
Доля 3Q 2010
|
Доля 4Q 2009
|
1
|
Авто
|
9,29
|
5,91 (2)
|
6,20 (4)
|
2
|
Услуги в интернете
|
5,50
|
5,70 (3)
|
3,00(11)
|
3
|
Недвижимость
|
5,22
|
4,54 (5)
|
7,50 (3)
|
4
|
Личные вещи, одежда
|
4,43
|
4,71(4)
|
3,21 (10)
|
5
|
Досуг и отдых
|
3,30
|
7,03(1)
|
10,24(1)
|
6
|
Финансовые услуги
|
3,19
|
3,23(10)
|
4,14(5)
|
7
|
Промышленные товары, В2В
|
3,16
|
3,27 (9)
|
3,23 (9)
|
8
|
Поиск персонала
|
2,79
|
2,50(14)
|
1,35 (20)
|
9
|
Медицина
|
2,77
|
3,50 (6)
|
3,79 (6)
|
10
|
Ремонт жилья
|
2,68
|
3,17(11)
|
2,92(12)
|
11
|
Образование
|
2,67
|
2,00 (18)
|
2,60(13)
|
12
|
Красота и здоровье
|
2,40
|
3,05(12)
|
3,60 (8)
|
13
|
Услуги связи
|
2,37
|
3,41 (8)
|
3,67 (7)
|
14
|
Мебель и интерьер
|
2,37
|
1,75(19)
|
1,75(17)
|
15
|
Программное обеспечение
|
2,17
|
2,00 (17)
|
1,82(16)
|
16
|
Развлечения: фильмы, музыка, игры, книги
|
1,97
|
2,51 (13)
|
1,31 (21)
|
17
|
Туристические услуги
|
1,93
|
2,46 (15)
|
2,54(14)
|
18
|
Бытовая техника и электроника
|
1,91
|
2,15(16)
|
1,40(19)
|
19
|
Компьютерная и цифровая техника
|
1,62
|
1,71 (20)
|
1,87(15)
|
20
|
Рекламные услуги и полиграфия
|
1,43
|
1,06(21)
|
1,03 (25)
|
21
|
Эзотерика, религия
|
1,20
|
3,49 (7)
|
|
22
|
Продукты питания/напитки
|
1,00
|
1,00 (22)
|
1,21 (23)
|
23
|
Праздники
|
0,92
|
|
|
24
|
Знакомства
|
0,91
|
|
|
25
|
Юридические услуги
|
0,91
|
0,75 (24)
|
|
R&T. - Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке? Если да, то как именно?
Б.О. - Цифровой маркетинг является зоной инноваций и интенсивного роста, и вся маркетинговая активность сфокусирована на просвещении, образовании рынка. В период кризиса подобная стратегия была наиболее востребована, она же используется и сейчас. Никаких новых «волшебных палочек» в продвижении наших высокотехнологичных продуктов не появилось. Обучение, консультации, поддержка всех каналов продаж. Для этих целей мы, например, ежегодно организуем конференцию eTarget и принимаем участие в организации конференции РИФ+КИБ.
R&T. - Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие? Если да, то какие?
Б.О. Безусловный тренд 2010 года - на рынок вышла коммерческая реклама в социальных сетях. Сеть «В контакте» представила социально-демографическую, таргетированную по интересам зрителей рекламу с оплатой как за переходы, так и за показы. Этот продукт, а также аналогичный от Facebook и анонсированный Mail.ru Group, расширили инструментарий таргетированной медиа-контекстной и контекстной рекламы. Сейчас это огромное поле для экспериментов. Рекламодатели и агентства активно изучают новые возможности, пытаются наработать эффективные кейсы по использованию этих инструментов.
В идеологию контекстной рекламы вписываются любые медиа. В 2009 году зоной экспериментов была реклама в видео, а в 2010 она стала массовым продуктом. В 2010 мы экспериментировали с рекламой в социальных сетях, которая сейчас получает широкое распространение. При этом, нельзя сказать, что появляются новые технологии, скорее происходит эволюция существующих, но они применяются в новых зонах концентрации аудитории в Интернете. Если завтра появятся какие-то новые агрегаторы внимания людей, то контекстная реклама туда придет, и это станет новым технологическим решением.
R&T. - Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках? Если да, то со стороны каких отраслей?
Б.О. Так как рынок прозрачный, очень быстрый и технологичный, конкурентное давление присутствует постоянно. Очень многие гипотезы, страшилки о пришествии нового мирового поисковика, появлении какой-то новой глобальной социальной сети, которая всех победит, живут в массовом сознании интернет-маркетологов. Но, по большому счету ничего подобного не происходит. Существует некая инерция, и сложившиеся отношения рекламодателей и профессиональных игроков рынка цифрового маркетинга заглушают все эти ужасы.
R&T. - Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?
Б.О. В глобальном смысле границы нашего рынка совпадают с границами сети Интернет, и измениться они вряд ли могут, разве что Интернет «протянут» на Луну. Новые игроки, конечно, приходят, но за счет того, что рынок постоянно развивается, они находят собственную нишу. И старые игроки продолжают расти, и новые обнаруживают достаточный запас роста.
R&T. - Каких событий, связанных с вашей отраслью, Вы ожидали в 2010 году, но они не случились?
Б.О. К сожалению, в 2010 году я от рынка особо ничего не ждал, кроме ежедневной интенсивной работы. Еще раз повторю, что в нашей сфере какое-то «волшебное оружие» – это мало ожидаемый факт. Все тренды, которые наблюдались в 2009 году, в 2010 продолжили инерционное развитие.
Можно, конечно, сказать, что одним из трендов является ожидание некоего государственного регулирования Интернета. К счастью, эти ожидания не оправдались. Никакие законодательные инициативы по регулированию Интернета, государственной регистрации каждого блога как СМИ и прочие инновации не произошли. Это, можно сказать, позитивный результат.