Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Александр Смыслов, управляющий директор MoscoWine.ru

Александр Смыслов, управляющий директор MoscoWine.ru

Рынок алкогольных напитков 2018

Research&Trends. Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за последние год-полтора? Если да, то, как именно?

Александр Смыслов. В последнее время на рынке наблюдается стабильный рост импорта алкогольных напитков на фоне снижения производства и продаж отечественных. Обращаясь к данным Федеральной таможенной службы и Росстата, в прошлом году поставки импортного алкоголя в Россию увеличились на 40%, а производство российского сократилось на 13.4%. Очевидно, что после всплеска патриотического интереса к российским винам, пик которых пришелся на 2014-15 гг., произошел спад, и потребители переключили внимание на более привычный импорт.

R & T. Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке? Если да, то как именно?

Александр Смыслов. С развитием информационных технологий платежеспособная аудитория массово перебирается в онлайн-сектор, и маркетинговая активность перемещается вслед за ней – в Интернет. Если раньше мало кто воспринимал соцсети всерьез, то сейчас отсутствие официальных страниц уже кажется непрофессиональным. Ввиду строгих законодательных ограничений в сфере рекламы алкогольных напитков, соцсети и блоги стали чуть ли не единственной площадкой, на которой можно более-менее свободно и эффективно осуществлять их продвижение среди массовой аудитории.

Среди профессионалов, а также представителей прессы и блогосферы не теряют актуальности выставочные мероприятия, дающие возможность ознакомиться с продуктом и наладить деловые контакты. Здесь можно отметить снижение интереса к крупным мультиотраслевым выставкам, таким как Продэкспо, и увеличение числа узкоспециализированных отраслевых площадок как, например, проекты Gambero Rosso, Borsa Vini Italiani, Wines of  Portugal, Фестиваль вин ЮАР и другие.

R & T. Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие? Если да, то какие?

Александр Смыслов. Запрет на онлайн-торговлю алкоголем, конечно, тормозит развитие инноваций в нашей отрасли, но все-таки новые технологи  появляются. В этом году заработал первый специализированный алкогольный маркетплейс (онлайн-площадка и мобильное приложение), который впервые в практике объединил предложения разных виноторговых компаний в единый большой каталог и позволил пользователям осуществлять в нем поиск и оформлять заказы. Для дополнительного удобства мобильное приложение оснащено сканером этикеток для ускорения поиска в каталоге, и сканером марок ЕГАИС для проверки легальности алкогольных напитков. Далеко не у всех продавцов есть современные интернет-представительства, и возможности создать их в ближайшее время, кроме того, пользователям объективно удобнее пользоваться единым маркетплейсом, чем несколькими сайтами и приложениями, поэтому данный IT-проект выглядит перспективным.    

R & T. Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках? Если да, то со стороны каких отраслей?

Александр Смыслов. Продуктовые сети начали активно развивать собственный импорт алкогольных напитков, и их частные марки демонстрируют хорошую динамику продаж. По данным Nielsen за последний год среди всех категорий СТМ алкоголь показал прирост 22,2% в денежном выражении. Если такая динамика сохранится, продуктовый ритейл сможет конкурировать с алкогольным.

R & T. Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?

Александр Смыслов. Да, в последние несколько лет на рынке алкомаркетов появилось несколько крупных региональных и федеральных игроков, которые потеснили старожилов. Самый яркий пример это, пожалуй, челябинская алкогольная сеть Красное & Белое, которая не только завоевала столицу, но и вошла в топ-10 российских ритейлеров в 2017 году.

Границы рынка все больше расширяются. Импортеры и дистрибуторы из регионов создают собственные сети, отлаживают логистику и успешно развиваются, пользуясь  преимуществами местных дешевых складских помещений. Например, ВС-Ритейл развивает сеть Алкосити, Браво Трейд  - Добровин, ДК Вайн – За вином, Грейп – свои винотеки. Не отстают и производители - Фанагория, Лефкадия, Альма Вэлли, Усадьба Перовских, ЛаВина развивают собственную розницу.

R & T. Изменилась ли концентрация вашего рынка? Если да, то чем это можно объяснить?

Александр Смыслов. Рынок алкогольной продукции сейчас в высшей степени насыщенный. В нем присутствует все - от алкоаутлетов, «заточенных» на мелкий опт, до элитных бутиков, ориентированных на коллекционеров. Объяснить это можно в первую очередь наличием спроса и ростом винной культуры.

R & T. Изменился ли характер конкуренции за последнее время?

Александр Смыслов. Конкуренция, особенно ценовая, очень жесткая. И, что не может не радовать, начинает чувствоваться конкуренция по качеству сервиса.

R & T. Изменилось ли поведение потребителей? Если да, то как именно?

Александр Смыслов. Ценовая конкуренция, естественно, отражается на потребителях. Покупатели уже привыкли к дисконту и не желают переплачивать лишнего. По данным исследования «Индекс Иванова» 59% респондентов регулярно пользуются рекламными предложениями в магазинах, а 49% опрошенных посещают их только ради промо-акций. Вместе с этим люди стали обращать больше внимания на сервис: возросла потребность не только купить товар, но и получить удовольствие от процесса покупки. Маркетплейс в данном случае помогает  избежать разочарования от неудачного шопинга. В нем можно заранее сравнить цены у разных продавцов, подобрать удобный магазин, при необходимости получить консультацию по товару, а потом просто прийти и гарантированно купить то, что планировал. В наш век, когда время – деньги, это очень ценно. 

R & T. Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок стал выше/ниже? Если да, то каковы причины?

Александр Смыслов. Введение ЕГАИС в рознице в 2016 году увеличило барьер входа на рынок настолько, что он стал практически неподъемным для малого бизнеса. Ведь теперь ко всем затратам прибавилась необходимость оборудовать торговую точку специальным оборудованием для считывания марок ЕГАИС. Плюс, рынок вынуждает продавцов держать цены низкими, это ставит их в зависимость от оптовых скидок, а они напрямую зависят от объема продаж. Для успешного старта сейчас нужно иметь гораздо больше ресурсов, чем 10-15 лет назад. Впрочем, правительство в настоящее время рассматривает возможность изменения расчета платежей за алкогольную лицензию в зависимости от количества торговых точек, их месторасположения и оборота, что, безусловно, облегчит положение малого бизнеса и усложнит жизнь крупным ритейлерам. 

R & T. Какое событие, произошедшее за последний год, Вы считаете самым значимым для вашей отрасли?

Александр Смыслов. Несмотря на то, что Минфин озвучил свое решение не повышать цены на акцизы, Минздрав недавно выступил с инициативой индексировать акцизы на крепкий алкоголь минимум на 10% ежегодно до 2020 года. Если эта инициатива будет поддержана, рынок естественным образом отреагирует повышением цен и увеличением объема контрафакта, чего бы очень не хотелось. Вызывает недоумение тот факт, что акцизные сборы никаким образом не входят в компетенцию Минздрава, в то время как увеличение доли поддельного алкоголя на рынке негативно отразится как раз на поле ответственности этого ведомства. До конца года спорные моменты должны быть сняты в правительстве, и хочется верить, что решение будет взвешенное.

R & T. Каких важных событий, связанных с вашей отраслью, Вы ожидали в текущем году, но они не случились? Почему, как Вы думаете?

Александр Смыслов. Пожалуй, самым ожидаемым событием было разрешение онлайн-торговли алкоголем. Представители Минфина заявляли, что это случится в июле 2018 года. Данный вопрос, однако, оказался сложным как с законодательной, так и с технической стороны. По новым данным, размещенным на сайте Минфина, первый этап легализации дистанционной торговли стартует с 1 января 2019 года.  

Тэги:

Кол-во просмотров: 4374

Автор: Research&Trends


Еще по теме

Продукты быстрого приготовления: не только экономия

Продукты быстрого приготовления: не только экономия

Люди часто едят "быструю еду" просто так, а не по необходимости

А нам все равно

А нам все равно

Эмоциональная привязанность россиян к кондитерским брендам и барьер переключения снижаются

Как расти на падающем рынке

Как расти на падающем рынке

Алгоритм выбора новых ниш на рынке средств бытовой химии

Россияне стали меньше пить. Молока

Россияне стали меньше пить. Молока

В категории «Молочные продукты» растут цены и снижается потребление

Денис Купцов, коммерческий директор Trimble Rus

Денис Купцов, коммерческий директор Trimble Rus

Рынок программного обеспечения для строительной отрасли