Research&Trends: Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за последние год-полтора?
Илья Корнеев: Не буду говорить за всех, но наши клиенты определенно «поумнели», они не готовы больше принимать креатив без тщательно проработанного обоснования.
R&T: Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке?
Илья Корнеев: практически нет.
R&T: Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие?
Илья Корнеев: Я бы выделил две таких технологии.
1. Социальные сети дали возможность продвигать публикации брендов (promoted post) и вводят разные интересные инновации. Думаю, это сильно подвинет обычную дисплейную рекламу.
2. Клиент не готовы платить за дорогие сайты, так что, возможно, в ближайшем будущем конструкторы типа Readymag, Wix смогут сильно подвинуть индивидуальную разработку.
R&T: Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках?
Илья Корнеев: Пока нет. Наоборот, есть ощущение, что сейчас клиент в большей степени склонен отдать в менее дорогие digital агентства ту работу, которую обычно делают креативные сетевые агентства с высоким ценником. Это может быть, например, замена чего-либо в key visual, создание дизайна упаковки и т.п.
R&T: Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?
Илья Корнеев: Скорее наоборот, старожилы-лидеры рынка стали менее активными. А молодых почти не появляется. Поэтому тот, кто был в середине, сейчас растет.
R&T: Изменилась ли концентрация вашего рынка?
Илья Корнеев: Практически не изменилась. Раньше (2-4 года назад) всегда появлялись новые и яркие агентства, сейчас это редкость. Думаю всем страшно, кризис, лучше быть под большим стабильным крылом.
R&T: Изменился ли характер конкуренции за последнее время?
Илья Корнеев: Нет, все стабильно.
R&T: Изменилось ли поведение потребителей (заказчиков - клиентов)?
Илья Корнеев: Можно назвать три фактора:
- Бюджеты стали меньше, спрашивают за них больше. Естественное изменение брифов на быстрые результаты и более продуктовую коммуникацию, в то время как имиджевой рекламы производится теперь меньше.
- Оптимизация производственных бюджетов. Все чаще принимается решение – пойдем в эфир с прошлогодним роликом, только пекшот (финальный кадр с логотипом – R&T) переделаем.
- Не хватает денег на телевизор - идут в интернет, причем, охват рассчитывается «от бюджета», а не от желаемого результата.
R&T: Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок стал выше или ниже?
Илья Корнеев: Барьер стал выше и вот причины, по которым это произошло:
1. Крупные клиенты пришли к «пулам агентств» и требования к присутствию в этом пуле высокие. Оборот, рейтинги, наличие релевантных кейсов. В общем, войти туда, где есть деньги, сложно.
2. Видимо отсутствие инвестиций или решимости людей. Раньше сплошь и рядом сработанные команды выходили из крупных агентств и создавали свой маленький бизнес (Friends, OutoftheBox, Littlebigagency и т.п.). Давно не видно таких историй.
R&T: Какое событие, произошедшее за последний год, Вы считаете самым значимым для вашей отрасли?
Илья Корнеев: Обвал рубля, конечно же.
R&T: Каких важных событий, связанных с вашей отраслью, Вы ожидали в текущем году, но они не случились?
Илья Корнеев: Ожидалось, что клиенты будут резать косты в гораздо большей степени, чем это случилось на самом деле и, как следствие, рынок диджитала упадет как и все остальные. Этого не случилось, потому что уменьшение бюджетов выразилось в их частичном переносе из традиционных каналов (ТВ, наружка, радио, печатная реклама) в интернет, как в наиболее перспективный и понятный по отдаче.