Research&Trends-Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за прошедший 2009 год? Если да, то, как именно.
Роман Воробьев - Для банковского сектора 2009 год, действительно, стал «стратегическим окном» в смысле появления новых возможностей. Они связаны с изменением структуры спроса, настроений и предпочтений клиентов. Клиенты сегодня все больше ценят сервис и индивидуальный подход. В силу этого можно ожидать увеличения доли корпоративных клиентов (для бизнеса важна гибкость в отношениях с банком) и, как следствие, рост в 2010 году активов мелких и средних банков на 50% -70%.
Изменились и настроения частных клиентов. Картина банковского рынка стабилизировалась и клиенты немного успокоились, прекратили поиски «самого надежного» банка. Те банки, которые прошли через бурю, работают достаточно стабильно. В связи с этим можно ожидать роста вкладов частных лиц, перехода от хранения средств в ячейках к депозитам. Деньги начнут возвращаться в экономику.
R&T-Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке? Если да, то, как именно?
Р.В. - В 2009 год был очень неровным с точки зрения банковского маркетинга. Одни банки наводняли Москву щитами с рекламой высоких процентных ставок, другие, наоборот, выбирали выжидательную тактику и снимали маркетинговые бюджеты. Банки, работающие с состоятельными клиентами, по большей части отказались от прямой рекламы в пользу инструментов лояльности. Как бы то ни было, сегодня, из тех, кто остался на рынке, все понимают, что для привлечения и удержания клиентов нужны средства, поэтому маркетинговые бюджеты будут расти. Направления активности во многом будут определяться специализацией банков.
R&T - Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие? Если да, то, какие?
Р.В. - Не думаю, что можно говорить о чем-то революционном, скорее идет процесс распространения прогрессивных технологий по отрасли в целом. Интернет-банкинг сегодня стал, фактически, «стандартом отрасли», то же касается и пластиковых карт. Если говорить о направлениях, для которых гипотетические пока новые технологии могут быть разработаны, то это доверительное управление. Сегодня востребованность этой услуги растет, так как клиенты все больше стремятся вкладывать средства в растущий рынок ценных бумаг.
R&T - Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках? Если да, то со стороны каких отраслей?
Р.В. - Инвестиционные компании, как и банки, предлагают услуги по доверительному управлению капиталом, поэтому конкуренция с их стороны ощущается.
R&T - Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?
Р.В. - На мой взгляд, структура рынка в отношении распределения долей между слабыми и сильными не сильно изменилась. Порог входа на российский банковский рынок сегодня довольно высок, от крупных зарубежных банков потребуются серьезные свободные средства для подобной экспансии.
R&T - Каких событий, связанных с вашей отраслью, Вы ожидали в 2009 году, но они не случились?
Р.В. - Все ждали осенью 2009 года второй волны кризиса, но ее не было.
R&T - Почему этого не произошло?
Р.В. На мой взгляд, муссирование в прессе темы «второй волны кризиса» носило во многом политический характер. Еще летом прошлого года, анализируя текущую ситуацию, мы не видели основания для этого события, что и подтвердилось. Дело в том, что банки, столкнувшись с кризисной ситуацией, стали гораздо более тщательно просчитывать риски, контролировать ликвидность. Существенно уменьшилось кредитование, в результате чего сократился совокупный кредитный портфель. Банки стали вкладываться в менее рискованные инструменты, например, облигации. Все это дало свои плоды.