R&T - Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за прошедший 2009 год? Если да, то, как именно.
Владислав Рогов - Безусловно, отрасль сетевого ресторанного бизнеса за прошедший год претерпела серьезные изменения. Так, в начале года почти все игроки рынка прогнозировали отток гостей, снижение среднего чека и частоты посещений, а также переход потребителей к сегменту ресторанов быстрого питания (QSR).
Положение дел в сегменте кофеен иллюстрирует наше исследование, которое мы провели весной 2009 года. Респонденты сообщили, что, несмотря на напряженную ситуацию, они по-прежнему рассматривают посещение кофеен как доступное развлечение. Тем не менее, основные операторы отрасли разработали и предлагали гостям специальные «антикризисные меню» с меньшими порциями за меньшую стоимость.
R&T - Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке? Если да, то как именно?
В.Р. - В сегменте кофеен основные игроки сделали ставку на продвижение средствами локального маркетинга, прежде всего, разработку и внедрение промоакций, стимулирующих повторные покупки. Наиболее распространенный и, пожалуй, самый эффективный метод здесь – это механика «money back» - по сути, дисконт с последующей покупки. Этот инструмент всегда использовался довольно интенсивно, но в этом году на него был сделан основной акцент.
R&T - Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие? Если да, то какие?
В.Р. - На мой взгляд, многие операторы нашей отрасли задумались о том, что в условиях нестабильности необходимо располагать антикризисным планом. Он предполагает наличие сильного пула поставщиков для оперативного реагирования на рыночные изменения.
R&T - Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках? Если да, то со стороны каких отраслей?
В.Р. - Мы всегда испытываем давление со стороны вышеупомянутого сегмента QSR. Это потенциально серьезная опасность, которая обостряется в условиях нестабильности.
R&T - Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка? Например, раньше рынок услуг сотовой связи и сотового ретейла можно было рассматривать отдельно друг от друга, а сейчас нельзя.
В.Р. - В сегменте кофеен стоит отметить тот факт, что компании с исходным локальным менеджментом и капиталом оценили перспективность формата контактной стойки. Он привычен для западной практики и сравнительно недавно активизировался на российском рынке, во многом благодаря приходу глобальных игроков – таких как COSTA COFFEE.
R&T - Каких событий, связанных с вашей отраслью, вы ожидали в 2009 году, но они не случились? Например, на рынке СМИ все ожидали массового закрытия журналов, но этого не произошло. А у вас?
В.Р. - Конечно, мы опасались оттока гостей, сокращения частоты посещений и переключения на меньшие порции. К счастью, наши пессимистичные прогнозы не сбылись.
R&T - Почему этого не случилось?
В.Р. - Оказалось, что наша целевая аудитория рассматривает поход в кофейню как доступное развлечение. Кроме того, к осени ситуация более или менее выровнялась и мы, к счастью, так и не прочувствовали бремя кризиса.