R&T - Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за прошедший 2009 год? Если да, то, как именно.
Михаил Чернышев. Да, но не революционно. Увеличилась доля потребления дополнительных услуг и в частности мобильного Интернета.
R&T- Произошло ли перераспределение маркетинговой активности на вашем рынке? Если да, то как именно?
МЧ. В целом, медиа-микс остался стабильным с плавным увеличением доли онлайн коммуникаций и экспериментами в области партизанского, провокационного и вирусного маркетинга.
R&T- Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие? Если да, то какие?
МЧ. Да, появились. Это 3G и WiMax (4G). Потенциально через несколько лет голос будет мигрировать в VoIP.
R&T- Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках? Если да, то со стороны каких отраслей?
МЧ. Пока нет, но потенциально это будет WiMax в среднесрочной перспективе, а также VoIP клиенты (например, Skype)
R&T- Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки? Если да, то можно ли говорить об изменении границ вашего рынка?
МЧ.Произошло очень сильное усиление монобрендовой дистрибуции со стороны всех игроков рынка, а также консолидация сотовых ритейлов и частичный уход с рынка локальных игроков.
R&T- Каких событий, связанных с вашей отраслью, Вы ожидали в 2009 году, но они не случились?
МЧ. Ожидалось значительное падение ARPU. Этого не случилось. Отрасль счастлива.
R&T - Почему этого события не произошло?
МЧ. Потому что потребителю трудно отказаться от мобильной связи, которая стала неотъемлемой частью жизни. Абоненты не стали разговаривать меньше, они просто выбирают более выгодные предложения, которые позволяют им получить больше за те же деньги.