Разбираясь в архивах, я обнаружил свою статью, опубликованную в начале 1998 года, и решил предложить ее вашему вниманию. Никакого редактирования и "приведения в актуальный вид" не было. Еже писах - писах. Ну, может, пару запятых поставил. Обычно мемуары такого рода позволяют себе только "отцы-основатели" (Рунета, в данном случае). Никоим образом не причисляя себя к ним (с чего бы!), я тем не менее нашел этот текст интересным. Его формат - это монолог "маленького человека", позволяющий увидеть изменения мира. В конце концов, "все мы вышли из гоголевской "Шинели". Но - хватит предисловий.
В сетях Интернета
Сразу признаюсь - человек я не сетевой. Мое участие в этой рубрике - это чистой воды редакционный эксперимент. Я - маркетолог, как теперь принято выражаться. На жизнь зарабатываю исследованиями - раньше бетона и металла, теперь рынков их обоих и всего остального в придачу. По Интернету не лазил никогда, хоть и слышал, что вещь интересная. Но интересного на свете много. Можно бегать по сетям, а можно пиво пить, тоже дело интересное. Поэтому, когда редакция (по знакомству) предложила мне написать статью про великую пользу Интернет для промышленных предприятий России, я, честно скажу, удивился. «Что он Гекубе, что ему Гекуба...» Однако мне разъяснили, что дело новое, прогрессивное, а то, что я пока не в курсе, так это даже и хорошо, интерес представляют именно мои нетронутые знаниями впечатления. Ну а раз так, то проблем нет, впечатлений будет сколько угодно.
Вас ждут страш-ш-шные опасности и уж-ж-жасные приключения
Первым делом надо уточнить задачу. Поскольку я - маркетолог, то мое дело - знать рынок в данном случае какого-нибудь оборудования, а это значит прежде всего иметь информацию об участниках рынка: кто они, что производят, сколько производят, как организовали продажу того, что произвели, цены, конечно. Кроме того, интересны были бы готовые аналитические обзоры, чтобы понять тенден ции развития рынка, сделать прогноз, рассчитать объем рынка и т.п. Ну а самое главное, интересно, не просто, где узнать обо всем этом в сети, а как его там найти. А найти это все, ой, как непросто. Но я попытался. Давно замечено, что незнание бесстрашно.
Рабочее место и доступ в эти самые Сети предоставила редакция. Вот, кстати, первая проблема. Оказывается, доступ вроде бы есть, а практически его сплошь и рядом нет. Конечно, крутые парни, у которых есть выделенный канал, проблем не имеют, однако, все остальные днем чувстствуют себя в Сети, как утром в метро - тесно. Иногда вообще войти в Сеть нельзя, иногда при любом поиске наблюдаешь только песочные часы (или другие фенечки Microsoft, кто какие установил). Вывод простой: не надо ездить на метро, по крайней мере утром, и не надо работать в Сетях днем.
Однако, при внимательном подходе (наехав на своего провайдера), удалось выяснить, что проблемы могут корениться и коренятся, как правило, во внутренних сетях собственной конторы: то что-то слетает у сервера, на который все завязано, то подвиснет собственный компьютер. Понять причины этого невозможно, надо терпеть. Надо, потому что со временем все образуется, и первые шаги начинают получаться сами собой и вторые вслед за ними.
А вот чего делать не надо, так это читать разные учебники, в которых step by step (простите, с этим интернетом маму забудешь как зовут, не то что родной язык) - шаг за шагом описано, как работает браузер (это программа, которая лазает по Сетям), как надо правильно работать и т.п. Книжки иметь под рукой полезно, но изучать их как учебник математики (о, молодость!) не стоит. Времени мало, а жизнь коротка.
И устроена она, жизнь, в сущности просто. Каждый, кто хоть немного самостоятельно поработал с любой современной редакторской программой, сможет легко разобраться и в эксплорере или навигаторе (речь идет о NetScape Navigator, этот браузер сейчас стал Firefox –
R&T). Подчеркну, работал самостоятельно, т.е. не зовя постоянно на помощь Васю, Петю, Лешу или еще какого-то компьютерного парня, который найдется в любой команде.
Итак, преодолев первые трудности, я оказался в Сети. Я, конечно, знал, что там куча всего, но не до такой же степени.
Открылась бездна огромна, стозевна и громко лаяй
Во-первых, как сделать первый ход. В опциях обычно уже что-то установлено, так что кликнув (от английского click - нажать) ярлычок на рабочем столе и подождав соединения, уже где-то оказываешься, обычно там, где полагается по начальной установке - на сервере Microsoft. Добрые дяди в упомянутой Microsoft подумали о таких как я и сформировали первую страницу. С нее можно попасть в учебник по Web, в гости к Microsoft и на поисковый сервер. Или проще: пишешь от руки адрес и - идешь куда написал. Ну а дальше начинается.
Первые 5-10 сеансов я чувствовал себя мухой, зашедшей в гости к пауку и дожидающейся хозяина. Первый шаг - как в шахматах, определяет намерения. Хочешь открытой игры - ходи с короля, не с чего ходить, ходи... но это о другом. Пора признаться читателям: я хотел обмануть судьбу и втихую приобрел несколько книг типа «Желтые страницы интернет», т.е. адресных справочников. Ну привык человек к аналитической работе. Скажем, надо нам то и то-то (см. начало статьи), открываем справочник, находим адрес требуемого сервера, набираем его и, полюбовавшись на песочные часики от 2 до 10 минут, имеем ожидаемое. В жизни все оказалось иначе.
Во-первых, набрав адрес сервера, который, кстати, может быть достаточно длинным - ведь необходимые нам подробные сведения никогда не находятся на первой странице - в лучшем случае на третьей, можно убедиться, что как раз в эту минуту доступ к нему отсутствует.
Мне удалось выявить несколько причин этого: ошибка на линии, сервер недоступен, сервер занят и т.п. Честно говоря, что именно пишет по этому поводу умная машина абсолютно все равно, потому что сделать с этим ничего нельзя. Нет погоды и нет. Не дует туда ветер сегодня. Но мне туда надо! И я научился обманывать судьбу, иногда получалось.
Оказывается, если пойти другим путем, т.е. не через прямой адрес, а по закладкам, то вполне вероятно все-таки попасть на нужный сервер. Причины этого мне лично неизвестны, и потому я отношусь к этому, как к эмпирическому факту: так устроена жизнь.
Во-вторых, обещанные в справочнике данные могут оказаться устаревшими, недостаточно подробными, касающимися совсем другого оборудования и, наконец, их может просто не быть. Обычно пишут что-то вроде «страница находится на реконструкции». Значит, реклама пошла, а продукт не пошел.
В третьих, за последние два месяца к моменту написания этих строчек появилось 553 новых российских сервера (что-то даст завтрашняя статистика!), а всего их то ли 11 000, то ли 13 000, данные расходятся, ну а поскольку многие пишут по-английски, демонстрируя образованность или отсутствие русифицированного ПО, то может быть и еще больше.
Так что, оставив последние надежды, я пустился в открытое море. В сущности, это нетрудно. Вначале надо зайти на какой-нибудь путевый сервер, а затем оперативно откликаясь на возникающие возможности, можно углублять свои представления о бесконечности. Ну а что может быть лучше (и короче!), чем простой русский адрес
www.ru. С него я обычно и начинал. На этом сервере фирмы Демос (он называется «Russia on the Net», переводить не берусь) расположен просто упорядоченный определен ным образом каталог. Дальше можно выбрать нужную область и - вперед. Под каждой из ссылок расположен еще один как бы подкаталог и так да лее. Первое время мне никогда не удавалось попасть на какой-то сервер второй раз, если, конечно, количество шагов до него было хотя бы 5-6. Потому что отвлекаешься. Каждый сервер для увеличения посещаемости размещает кучу всякой информации. Но если бы это был только текст! Фильтровать его мы привыкли еще со времени учебы.
На сервере есть рекламные баннеры и гипертекстовые ссылки (закладки). Кликнув (щелкнув) на любой из них, можно оказаться именно там, куда она зазывает. К же баннеры красиво нарисованы, что выгодно подчеркивает их зазывность, чем, кстати, отличаются от закладок. Которые суть только подчеркнутое слово или адрес, а потому слово это (или адрес) должно быть интересным. Так оно и бывает.
И, если нет четко намеченного плана, то дальше можно не работать. Всю оставшуюся жизнь можно изучать эти списки. Количество вариантов, думаю, сравнится с количеством возможных шахматных, покерных и преферансных партий, включая также и дурака. Тем более, что рано или поздно, а скорее рано появится роскошный баннер, предлагающий «отдохнуть». Умоляю, не надо! Это - ловушка. Это - сеть. Это - лабиринт Минотавра, причем центров у этого лабиринта так же много, как и у расширяющейся вселенной, и в каждом сидит Минотавр в виде головной боли и счета от провайдера за напрасно использованное время. Зовут всех Минотавров по разному: Гусарский клуб, Кроватка (ничего такого, просто разные разговоры), Чертовы кулички и т.д. и т.п. Но постепенно я приладился не обращать внимание на подобные призывы, а таки выполнять редакционное задание.
Я решил составить план. Однако как же его составить, не зная из чего состоит пространство? Тут мне на помощь пришли поисковые серверы. Особенно я подружился с Rambler'ом (www.rambler.ru). Это один из лучших русскоязычных поисковых серверов, составляющий к тому же статистику обращений. Наткнуться на баннер странички с этой статистикой можно буквально повсюду. И работать становится проще - теперь список самых спрашиваемых серверов (20, 50, 500, сколько угодно) перед вами. К слову, спрашиваемых и посещаемых - это две разницы, поскольку опытные пользователи сразу заходят куда надо, без дополнительных вопросов к Rambler'y. Ну а аз грешный, конечно, пользовался этими списками вовсю. Что же выяснилось?
Прежде всего то, что сетевой народ не так уж озабочен нашими проблемами. Наиболее посещаемыми оказываются развлекательные и новостные странички, причем, последние дают, как правило, только политические новости. Обнаружить то, что требуется, можно только случайно. Так, послав запрос по слову «насос», удалось найти какой-то донецкий сервер, выставляющий информацию о продаже горнодобывающего оборудования (думается, что б/у). Естественно, что простенькие запросы по слову «оборудование» дают свыше 23 000 ссылок, что не представляет никакой возможности использовать в дальнейшем результаты этих поисков.
Есть и другой способ сузить круг респондентов. В Сети модно составлять всевозможные рейтинги, списки и каталоги. Есть и каталог деловых серверов, его адрес - www.catalog.mbit.ru (он составлен фирмой МБИТ). Хороший каталог, хотя, прямо скажу - неполный. Особенно он неполон в части страничек промышленных предприятий. Я даже подумал, не войти ли мне в дружные ряды составителей списков? В будущем возможно, а пока, думаю, за следующий месяц все же изготовить для читателей журнала некую путеводную нить, чтобы не заблудиться при странствиях.
Итак, что же в сухом остатке?
• Русскоязычный интернет уже велик и обширен.
• Структура информационного обепечения маркетолога еще не сформировалась.
• Интересных предложений много, но жизнь одна.