Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Подвиг разведчика

Подвиг разведчика

Разбираясь в архивах, я обнаружил свою статью, опубликованную в начале 1998 года, и решил предложить ее вашему вниманию. Никакого редактирования и "приведения в актуальный вид" не было.  Еже писах - писах. Ну, может, пару запятых поставил. Обычно мемуары такого рода позволяют себе только "отцы-основатели" (Рунета, в данном случае). Никоим образом не причисляя себя к ним (с чего бы!), я тем не менее нашел этот текст интересным. Его формат - это монолог "маленького человека", позволяющий увидеть изменения мира. В конце концов, "все мы вышли из гоголевской "Шинели". Но - хватит предисловий. 

В сетях Интернета

Сразу признаюсь - человек я не сетевой. Мое участие в этой рубрике - это чистой воды редакционный эксперимент. Я - маркетолог, как теперь принято выражаться. На жизнь зарабатываю исследованиями - раньше бетона и металла, теперь рынков их обоих и всего остального в придачу. По Интернету не лазил никогда, хоть и слышал, что вещь интересная. Но интересного на свете много. Можно бегать по сетям, а можно пиво пить, тоже дело интересное. Поэтому, когда редакция (по знакомству) предложила мне написать статью про великую пользу Интернет для промышленных предприятий России, я, честно скажу, удивился. «Что он Гекубе, что ему Гекуба...» Однако мне разъяснили, что дело новое, прогрессивное, а то, что я пока не в курсе, так это даже и хорошо, интерес представляют именно мои нетронутые знаниями впечатления. Ну а раз так, то проблем нет, впечатлений будет сколько угодно.

Вас ждут страш-ш-шные опасности и уж-ж-жасные приключения

Первым делом надо уточнить задачу. Поскольку я - маркетолог, то мое дело - знать рынок в данном случае ка­кого-нибудь оборудования, а это зна­чит прежде всего иметь информацию об участниках рынка: кто они, что производят, сколько производят, как организовали продажу того, что про­извели, цены, конечно. Кроме того, интересны были бы готовые аналити­ческие обзоры, чтобы понять тенден ции развития рынка, сделать про­гноз, рассчитать объем рынка и т.п. Ну а самое главное, интересно, не просто, где узнать обо всем этом в се­ти, а как его там найти. А найти это все, ой, как непросто. Но я попытал­ся. Давно замечено, что незнание бесстрашно.
Рабочее место и доступ в эти самые Сети предоставила редакция. Вот, кстати, первая проблема. Оказывает­ся, доступ вроде бы есть, а практиче­ски его сплошь и рядом нет. Конеч­но, крутые парни, у которых есть вы­деленный канал, проблем не имеют, однако, все остальные днем чувстствуют себя в Сети, как утром в метро - тесно. Иногда вообще войти в Сеть нельзя, иногда при любом поиске на­блюдаешь только песочные часы (или другие фенечки Microsoft, кто какие установил). Вывод простой: не надо ездить на метро, по крайней ме­ре утром, и не надо работать в Сетях днем.
Однако, при внимательном подходе (наехав на своего провайде­ра), удалось выяснить, что проблемы могут корениться и коренятся, как правило, во внутренних сетях собст­венной конторы: то что-то слетает у сервера, на который все завязано, то подвиснет собственный компьютер. Понять причины этого невозможно, надо терпеть. Надо, потому что со временем все образуется, и первые шаги начинают получаться сами со­бой и вторые вслед за ними.
А вот че­го делать не надо, так это читать раз­ные учебники, в которых step by step (простите, с этим интернетом маму забудешь как зовут, не то что родной язык) - шаг за шагом описано, как ра­ботает браузер (это программа, кото­рая лазает по Сетям), как надо правильно работать и т.п. Книжки иметь под рукой полезно, но изучать их как учебник математики (о, молодость!) не стоит. Времени мало, а жизнь ко­ротка.
И устроена она, жизнь, в сущ­ности просто. Каждый, кто хоть не­много самостоятельно поработал с любой современной редакторской программой, сможет легко разо­браться и в эксплорере или навигато­ре (речь идет о NetScape Navigator, этот браузер сейчас стал Firefox – R&T). Подчеркну, работал самостоятель­но, т.е. не зовя постоянно на помощь Васю, Петю, Лешу или еще какого-то компьютерного парня, который най­дется в любой команде.
Итак, преодолев первые трудности, я оказался в Сети. Я, конечно, знал, что там куча всего, но не до такой же степени.

Открылась бездна огромна, стозевна и громко лаяй

Во-первых, как сделать первый ход. В опциях обычно уже что-то установле­но, так что кликнув (от английского click - нажать) ярлычок на рабочем столе и подождав соединения, уже где-то оказываешься, обычно там, где полагается по начальной установ­ке - на сервере Microsoft. Добрые дя­ди в упомянутой Microsoft подумали о таких как я и сформировали пер­вую страницу. С нее можно попасть в учебник по Web, в гости к Microsoft и на поисковый сервер. Или проще: пишешь от руки адрес и - идешь куда написал. Ну а дальше начинается.
Первые 5-10 сеансов я чувствовал се­бя мухой, зашедшей в гости к пауку и дожидающейся хозяина. Первый шаг - как в шахматах, определяет намере­ния. Хочешь открытой игры - ходи с короля, не с чего ходить, ходи... но это о другом. Пора признаться чита­телям: я хотел обмануть судьбу и вти­хую приобрел несколько книг типа «Желтые страницы интернет», т.е. ад­ресных справочников. Ну привык че­ловек к аналитической работе. Ска­жем, надо нам то и то-то (см. на­чало статьи), открываем справоч­ник, находим адрес требуемого сер­вера, набираем его и, полюбовавшись на песочные часики от 2 до 10 минут, имеем ожидаемое. В жизни все оказа­лось иначе.
Во-первых, набрав адрес сервера, ко­торый, кстати, может быть достаточ­но длинным - ведь необходимые нам подробные сведения никогда не на­ходятся на первой странице - в луч­шем случае на третьей, можно убедиться, что как раз в эту минуту доступ к нему отсутствует.
Мне удалось выявить несколько причин этого: ошибка на линии, сервер недо­ступен, сервер занят и т.п. Честно го­воря, что именно пишет по этому по­воду умная машина абсолютно все равно, потому что сделать с этим ни­чего нельзя. Нет погоды и нет. Не дует туда ветер сегодня. Но мне туда надо! И я научился обманывать судьбу, иногда получалось.
Оказывается, если пойти другим путем, т.е. не через прямой адрес, а по закладкам, то вполне вероятно все-таки попасть на нужный сервер. Причины этого мне лично неизвестны, и потому я отношусь к этому, как к эм­пирическому факту: так устроена жизнь.
Во-вторых, обещанные в справочни­ке данные могут оказаться устарев­шими, недостаточно подробными, касающимися совсем другого обору­дования и, наконец, их может просто не быть. Обычно пишут что-то вроде «страница находится на реконструк­ции». Значит, реклама пошла, а про­дукт не пошел.
В третьих, за последние два месяца к моменту написания этих строчек по­явилось 553 новых российских серве­ра (что-то даст завтрашняя статисти­ка!), а всего их то ли 11 000, то ли 13 000, данные расходятся, ну а по­скольку многие пишут по-англий­ски, демонстрируя образованность или отсутствие русифицированного ПО, то может быть и еще больше.
Так что, оставив последние надежды, я пустился в открытое море. В сущно­сти, это нетрудно. Вначале надо зай­ти на какой-нибудь путевый сервер, а затем оперативно откликаясь на возникающие возможности, можно уг­лублять свои представления о беско­нечности. Ну а что может быть лучше (и короче!), чем простой русский ад­рес www.ru. С него я обычно и начи­нал. На этом сервере фирмы Демос (он называется «Russia on the Net», переводить не берусь) расположен просто упорядоченный определен ным образом каталог. Дальше можно выбрать нужную область и - вперед. Под каждой из ссылок расположен еще один как бы подкаталог и так да­ лее. Первое время мне никогда не удавалось попасть на какой-то сервер второй раз, если, конечно, количест­во шагов до него было хотя бы 5-6. Потому что отвлекаешься. Каждый сервер для увеличения посещаемости размещает кучу всякой информации. Но если бы это был только текст! Фильтровать его мы привыкли еще со времени учебы.
На сервере есть рекламные баннеры и гипертекстовые ссылки (закладки). Кликнув (щелкнув) на любой из них, можно оказаться   именно   там, куда она зазывает. К же баннеры красиво нарисованы, что выгодно подчеркивает их зазывность, чем, кстати, отличаются от закладок. Которые суть только под­черкнутое слово или адрес, а потому слово это (или адрес) должно быть интересным. Так оно и бывает.
И, ес­ли нет четко намеченного плана, то дальше можно не работать. Всю ос­тавшуюся жизнь можно изучать эти списки. Количество вариантов, ду­маю, сравнится с количеством воз­можных шахматных,   покерных и преферансных партий, включая так­же и дурака. Тем более, что рано или поздно, а скорее рано появится рос­кошный баннер, предлагающий «от­дохнуть». Умоляю, не надо! Это - ло­вушка. Это - сеть. Это - лабиринт Минотавра, причем центров у этого лабиринта так же много, как и у рас­ширяющейся вселенной, и в каждом сидит Минотавр в виде головной бо­ли и счета от провайдера за напрасно использованное время. Зовут всех Минотавров по разному: Гусарский клуб, Кроватка (ничего такого, про­сто разные разговоры), Чертовы ку­лички и т.д. и т.п. Но постепенно я приладился не обращать внимание на подобные призывы, а таки выпол­нять редакционное задание.
Я решил составить план. Однако как же его составить, не зная из чего состоит пространство? Тут мне на помощь пришли поисковые серверы. Особен­но   я   подружился с Rambler'ом (www.rambler.ru). Это один из лучших русскоязычных поисковых серверов, составляющий к тому же статистику обращений. Наткнуться на баннер странички с этой статистикой можно буквально повсюду. И работать ста­новится проще - теперь список самых спрашиваемых серверов (20, 50, 500, сколько угодно) перед вами. К слову, спрашиваемых и посещаемых - это две разницы, поскольку опытные пользователи сразу заходят куда на­до, без дополнительных вопросов к Rambler'y. Ну а аз грешный, конечно, пользовался этими списками вовсю. Что же выяснилось?
Прежде всего то, что сетевой народ не так уж озабочен нашими проблемами. Наиболее посещаемыми оказываются развлека­тельные и новостные странички, причем, последние дают, как прави­ло, только политические новости. Обнаружить то, что требуется, можно только случайно. Так, послав запрос по слову «насос», удалось найти ка­кой-то донецкий сервер, выставляю­щий информацию о продаже горно­добывающего оборудования (думает­ся, что б/у). Естественно, что про­стенькие запросы по слову «оборудо­вание» дают свыше 23 000 ссылок, что не представляет никакой возмож­ности использовать в дальнейшем ре­зультаты этих поисков.
Есть и другой способ сузить круг рес­пондентов. В Сети модно составлять всевозможные рейтинги, списки и каталоги. Есть и каталог деловых сер­веров, его адрес - www.catalog.mbit.ru (он составлен фирмой МБИТ). Хоро­ший каталог, хотя, прямо скажу - не­полный. Особенно он неполон в час­ти страничек промышленных пред­приятий. Я даже подумал, не войти ли мне в дружные ряды составителей списков? В будущем возможно, а по­ка, думаю, за следующий месяц все же изготовить для читателей журнала некую путеводную нить, чтобы не за­блудиться при странствиях.
Итак, что же в сухом остатке?
• Русскоязычный интернет уже велик и обширен.
• Структура информационного обепечения маркетолога еще не сформи­ровалась.
• Интересных предложений много, но жизнь одна.

 

Тэги:

Кол-во просмотров: 5405



Еще по теме

Инфлюенс-маркетинг в эпоху ковида

Инфлюенс-маркетинг в эпоху ковида

Опыт фактчекинга публичных материалов, содержащих данные исследований

Анализ данных качественных исследований

Анализ данных качественных исследований

Почему в «качественниках» возникают системные ошибки, и как их избежать

Напрасный труд

Напрасный труд

Почему я не верю чек-листам

Детективная история

Детективная история

Cайты исследовательских компаний: как все устроено. Компания MARC

Озабоченность и несогласие

Озабоченность и несогласие

Открытое письмо ОИРОМ по поводу включения НКО "Левада-центр" в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента