Британская исследовательская компания Millward Brown 18 декабря 2013 г. объявила о создании совместного предприятия с своим давним российским партнером - компанией ARMI-Marketing. Название новой компании образовано из имен компаний-учредителей – Millward Brown ARMI-Marketing (MBAM). В руках российских исследователей блокирующий пакет – 30% акций, остальное – у их зарубежных коллег.
Создание МБАМ стало итогом сотрудничества двух компаний, продолжающегося уже около 11 лет. Спустя 10 лет после своего создания в 1992 году, российская исследовательская компания ARMI-Marketing стала членом международной сети Millward Brown network. Теперь последовал следующий шаг: совместное предприятие. Зачем это надо обеим компаниям?
По словам Дмитрия Писарского, гендиректора ARMI-Marketing российские исследователи надеются использовать экспертизу своих британских коллег, прежде всего, для развития методик изучения коммуникаций брендов и медиа-исследований. Кроме того, в ARMI-Marketing полагают, что появление в их арсенале современных инновационных методов, касающихся комплексных измерений эффективности SMM и мобильных исследований, усилит их позиции, ведь актуальность такого подхода в условиях мультиканальности современных коммуникаций только растет.
В свою очередь британские ресечеры собираются в долгосрочной перспективе укрепить свои позиции в России, которую по прогнозам Всемирного Банка ожидает экономический рост.
Завершенная сделка между Millward Brown и ARMI-Marketing продолжает тренд роста концентрации исследовательской отрасли за счет слияний и поглощений. Из самых крупных можно назвать покупку французской компанией Ipsos исследовательского бизнеса холдинга Aegis – компании Synovate. Всего месяц назад было объявлено о поглощении лидером рынка, компанией Nielsen компании Harris Interactive (входит в мировой TOP-20). Последний отчет ESOMAR довольно наглядно демонстрирует тенденцию роста оборотов лидеров, опережающими темпами в сравнении со среднеотраслевыми значениями. Сопоставление двух диаграмм, взятых нами из последнего ежегодного отчета ESOMAR (2013 год), подтверждает большую роль в этом сделок M&A.
Совокупный оборот TOP-13 исследовательских компаний, мировой рынок, $млн
Источник: ESOMAR
Это были интегральные данные, а теперь посмотрим, кому отрасль обязана своим ростом.
Динамика оборотов ведущих исследовательских компаний мира, $млн
Источник: ESOMAR
Как легко видеть, лидеры – Nielsen, Kantar, Ipsos отметились своей активностью именно в M&A. Сохранится ли эта тенденция, покажет будущее. Отметим лишь, что в свободных активов все меньше и меньше, во всяком случае, в России. Так что исследовательская отрасль с точки зрения инвестиций становится рынком продавца.