Возрастает угроза новой девальвации рубля. Правительство ищет способ, не поддерживая внутренний рынок, укрепить экспортный сектор экономики. Это может привести к переходу к политике слабого рубля. К такому выводу пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). За полгода работы кабинет Дмитрия Медведева сумел возвратить страну в состояние экономического кризиса и девальвация может быть им применена как «естественная» мера.
Российская экономика плавно входит в состояние рецессии. Девальвация рубля выглядит одним из немногих консервативных инструментов, к которым может прибегнуть правительство. «Оно не хочет признать, что без большого биржевого падения, без резкого снижения цен на нефть смогло привести экономику страны к спаду», – отмечает Директор ИГСО Борис Кагарлицкий. - «Все попытки повлиять на правительство оказались бесплодными. Ни критические аналитики, ни даже президент страны не убедили министров в необходимости бороться против спада».
Правительство показало себя в последние месяцы ультраконсервативным. Оно упустило момент, когда можно было еще поддержать рост и дало экономике войти в полосу сокращения, полагают аналитики.
Источником кризиса является, прежде всего, исчерпание внутреннего рынка. «Вступление России в ВТО ускорило этот процесс, чему помогли и неолиберальные реформы, особенно — демонтаж социальной сферы. В этих условиях девальвация рубля вполне возможна», – считает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. – «Девальвация поддержит рентабельность экспорта, ударив по всем остальным. Она еще более ослабит внутренний рынок». По его словам правительство считает вредным удешевление кредита, безумно дорогого в России (ставка рефинансирования пока остается на уровне 8,25%). Но оно не в состоянии предложить ничего иного. По его словам, кабинет не решается бороться с ростом импорта с помощью усиления протекционизма, боясь разрыва с ВТО. Министры даже не говорят о необходимости мер по расширению внутреннего рынка.
Кабинет не выразил особой обеспокоенности начавшемся в промышленности спадом. По данным Росстата, в январе-феврале промышленное производство в России упало на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Рост ВВП в январе составил 1,6%, в в феврале он оказался равен всего 0,1%.
В апреле Центральный банк России вынужден был, согласно собственным данным, перейти от покупки иностранной валюты к её продаже. 3 апреля было продано валюты на 30 млн рублей для поддержания курса рубля. Согласно заявлению заместителя министра финансов Алексея Моисеева, ожидать ослабления российской валюты не стоит, хотя Министерство намерено с середины года перейти к скупке иностранной валюты для пополнения резервных фондов. Действия ЦБ РФ и начавшееся ослабление рубля, по мнению правительственных чиновников, должны еще раз показать критикам неуместность смягчения кредитной политики в России. При этом действующий кабинет избегает признавать факт спада в экономике. В оборот пущен новый термин «пауза роста», хотя в промышленности идет сокращение производства. Накоплены проблемы в банковской сфере и торговле. Сокращение логистический операций, наблюдаемое в последнее время, также является важным «предкризисным» индикатором.
По материалам ИГСО.