Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Время собирать камни

Время собирать камни

Рынок маркетинговых исследований России в 2017 году восстанавливается

В конце декабря 2017 года ассоциация ОИРОМ традиционно подвела итоги уходящего года и сделала оценку объема рынка. Но не в долларах, как обычно, а в рублях. По консолидированному мнению представителей крупнейших исследовательских компаний, работающих в России, рынок маркетинговых исследований в 2017 «вырос примерно на 10% в рублях». Много это или мало, и почему изменилась валюта?

Начнем с роста. Вообще говоря, подъем рынка на 10% по меркам стабильного рынка развитых стран считается очень большим. Но не у нас. Лет десять назад российский рынок MR рос на 20 и более процентов в год, причем, и в рублях, и в долларах. Но потом случился кризис. А потом еще один.

Темпы роста рынка маркетинговых исследований в 2007-2012 гг.

Источник: данные ОИРОМ, расчеты Content Research

В результате темпы роста рынка в валютном выражении три раза за последние десять лет оказывались «below the line». А вот в рублевом держались, за исключением, разве что 2009 года, когда положительный рост на 1,2%, по сути, неотличим от нуля. Чтобы понять причины происходящего, воспользуемся графиком изменения за анализируемый период двух базовых экономических показателей: валютного курса и уровня инфляции (рассчитывалась по потребительским ценам).

Динамика изменения валютного курса и уровня инфляции за период 2007 – 2017 гг.

Источник: данные ЦБ РФ и Росстат РФ, расчеты audit-it.ru и уровень-инфляции.рф

Как легко видеть, кризис 2008-09 года был настоящим экономическим кризисом. Правительство сначала отреагировало «отпустив» инфляцию и сохраняя валютный курс. Но такого рода «социальные меры», хотя и позволили сохранить на какое-то время платежеспособный спрос населения, не могли продолжаться долго: подобная искусственная поддержка валютного курса слишком дорога. И очень скоро курс пошел вверх, а инфляция вниз. В этот момент рынок MR, как и многие другие упал, причем, как в валюте, так и в рублях.

Второй кризис 2014-2015 гг. имеет совсем другой характер. Амплитуда движения валютного курса значительно выше. В сочетании с падающей инфляцией это означало снижение реальных доходов населения, но сохранения для бизнеса возможности устойчиво работать. Собственно, само падение рубля можно сравнить с повышением температуры при болезни: этот процесс мучителен, но способствует выздоровлению. В доказательство – еще один график.

Индекс PMI показывает состояние бизнеса, занятого производством товаров и услуг, в перспективе двух-трех месяцев. Обычно он используется для прогнозирования «трудных времен» в краткосрочной перспективе.

 Российский совокупный индекс PMI, декабрь 2017

 

Примечание: 50 = нет изменений по сравнению в предыдущим месяцем, сезонная коррекция выполнена

Источник: IHS Markit,

На графике Индекса PMI хорошо видны различия в интенсивности кризисов 2008-09 и 2014-15 годов. Именно «валютный» характер второго кризиса и уронил рынок MR в долларовом выражении, оставив пусть не слишком большой, но положительный рост в рублях. Ну а теперь в ОИРОМ решили, что измерять в рублях надежнее, т.е. именно эта метрика в большей степени отражает состояние рынка: не слишком большой, но заметный рост.

Различный характер кризисов хорошо заметен при сравнении динамики объема рынка в текущих ценах и в реальных, скорректированных на величину инфляции.

Динамика объема рынка маркетинговых исследований, 2006 – 2017 г.

 

Источник: данные ОИРОМ, расчеты Content Research

Если говорить о будущем, но в краткосрочной перспективе причин для смены тренда не наблюдается, так что оно представляется стабильным. Насколько что-то может быть стабильно в нашей стране, большая часть которой находится в зоне рискованного земледелия.  

Тэги:

Кол-во просмотров: 5526



Еще по теме

Россияне открывают новые бренды

Россияне открывают новые бренды

Итоги проекта «Любимые бренды россиян»

Программы лояльности: не только скидки и бонусы

Программы лояльности: не только скидки и бонусы

Современные потребители хотят от брендов большего уровня персонализации

Исследование Deloitte: искусственный интеллект, 5G и подкасты

Исследование Deloitte: искусственный интеллект, 5G и подкасты

Развитие ИИ стимулирует внедрение других технологий

Прогнозы рынка СМИ: В России быстрее чем у других

Прогнозы рынка СМИ: В России быстрее чем у других

Цифровая реклама скоро займет половину российского рынка

Покупатели будущего: не смартфоном единым

Покупатели будущего: не смартфоном единым

Ретейлерам стоит ожидать сюрпризов от поколения Альфа