Что можно считать символом Рождества? Елку, индейку на праздничном столе? Для британцев это еще и рождественские хлопушки с шутками внутри.
Представьте, праздничный рождественский ужин в кругу семьи, все члены которой уже основательно подкрепились индейкой и рождественским пудингом, а дети с упоением распаковывают подарки… Но есть кое-что еще, без чего праздничный ужин не будет по-настоящему рождественским. Обязательно нужно дернуть рождественскую хлопушку! В ней находится небольшой подарок-сюрприз и листочек с рождественской шуткой, а дергать ее нужно за оба конца, так что одному человеку тут не справиться. Рождественские шутки бывают как удачные, так и не очень, но все равно всегда вызывают улыбку на лицах британцев. Можно любить их или нет, но они всегда остаются обязательным атрибутом семейного рождественского ужина в Британии.
Кстати говоря, это развлечение стало для кого-то серьезным бизнесом. Во всяком случае, рынок рождественских хлопушек в Британии оценивается в £120 млн. Последний финансовый кризис никак не повлиял на эту цифру – шутки устойчивы к экономическим неурядицам.
Наиболее массовый канал продаж рождественских хлопушек – сетевая розница. В какой сети продаются самые смешные, а значит, эффективные хлопушки? Это стало предметом проведенного в канун последнего Рождества исследования британской компании Millward Brown. Несмотря на шуточную тему, исследование проводилось вполне серьезно с использованием современных методик.
Это только на первый взгляд кажется, что удачность шутки - понятие субъективное. Иследователи подошли и к этой работе со всей серьезностью, использовав в качестве инструмента для изучения выражения лиц людей технологию, разработанную Millward Brown совместно с компанией Affectiva. Она позволяет анализировать выражение лиц людей в момент, когда им показывают ту или иную картинку или ролик. Обычно это бывает реклама, а в данном случае – шутки из рождественских хлопушек. В качестве критерия использовалась ширина улыбки человека.
В исследовании приняли участие 200 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет. Каждому респонденту показали шутки из рождественских хлопушек, реализуемых рядом сетевых британских супермаркетов (Morrisons, Asda, Waitrose, Sainsbury, Tesco и Aldi). Результаты основаны на том, насколько широко улыбался человек, видя ту или иную шутку.
Исследование показало, что самая смешная шутка находилась в хлопушках магазинов Waitrose, но лидером по числу смешных шуток стали хлопушки марки Aldi. Итак, пятерка самых смешных рождественских шуток 2013г. по версии Millward Brown:
1. Waitrose. Что делают часы, когда они голодны? Возвращаются за добавкой! (What does a clock do when it’s hungry? Goes back 4 seconds!)
2. Aldi. Как называется собака с венком из маргариток на голове? Цветная капуста! (What do you call a dog with a bunch of daisies on its head? A Collie- flower!). Игра слов: в словосочетании Collie-flower (цветная капуста). Collie - это название породы собак «колли», flower – цветок (как и маргаритка – daisy), т.е. получается, что собака с венком на голове - это колли с цветком).
3. Aldi. С какой стороны у курицы больше перьев? Снаружи! (On which side do chickens have the most feathers? On the outside)
4. Aldi. Как обезьяны делают тосты? Кладут хлеб под гориллу! (How do Monkeys make toast? Put some bread under the gorilla!)
5. Morrisons. Почему устал компьютер? Из-за интенсивной езды! (Why was the computer so tired? Because it had a hard drive!). Здесь также использована игра слов т.к. hard drive в английском языке означает и интенсивную езду, и жесткий диск.
Интересно, что 75% респондентов согласились, что Рождество для них тесно связано с традицией собравшись за праздничным столом взрывать хлопушки, и без них они бы так не чувствовали праздник. Наиболее смешными находящиеся в хлопушках шутки кажутся представителям старшей возрастной группы (40-59лет). Забавно, но исследование показало, что более 80% участников смеялись даже над теми шутками, которые, по их словам, им не понравились.
Обычая взрывать рождественские хлопушки в России нет (мы запускаем фейерверки на Новый год), но метод может пригодиться. По мнению Сары Уолкер, директора отдела научно-исследовательских разработок Millward Brown, этот забавный проект демонстрирует, что технология «кодирования человеческих лиц» (Facial Coding) может применяться маркетологами и рекламистами самыми разными способами и для различных целей».