Ассоциация ESOMAR (англ. European Society of Marketing Research Professionals) — одно из наиболее известных и авторитетных объединений исследовательских компаний. Она образована 1948 году.
ESOMAR объединяет компании и организации, проводящие маркетинговые исследования и исследования в области общественного мнения. Считается, что членство в ESOMAR означает соблюдение членом определенных стандартов проведения исследований и служит определенной гарантией высокого качества исследований. Это касается, прежде всего, персоналий, потому что сегодня в ESOMAR существует только индивидуальное членство. В то же время имеется каталог компаний (т. н. ESOMAR Directory), в которых работают члены ESOMAR. Принято считать, что компания, находящаяся в ESOMAR Directory, является членом ESOMAR. Давать имидж своим членам – безусловно, важная задача любой ассоциации, но, конечно, не единственная. Чем еще занимается ESOMAR?
Ежегодно Ассоциация проводит около 60-ти мероприятий, посвященных актуальным темам в сфере исследований. Самое масштабное – Конгресс, на который приезжают обычно 800-1000 участников, в основном из исследовательских агентств, но достаточно много и представителей конечных клиентов.
Безусловно, есть и менее масштабные, но также важные форматы. Помимо всемирного конгресса, проводятся также локальные конференции, рассчитанные на 150-200 участников. Их проблематика определяется как географией (например, конференция для компаний стран Латинской Америки или Юго-Восточной Азии), так и рассматриваемыми методами. Так, есть конференции по качественным исследованиям, инновациям в ресеч, медиа-исследованиям, онлайн-исследованиям.
Практикуются также и небольшие мероприятия: страновые тематические однодневные семинары, семинары онлайн (webinars), под эгидой ESOMAR работает летняя школа для молодых исследователей в Амстердаме.
Еще одно важное направление работы Ассоциации ESOMAR – разработка профессиональных стандартов. Наиболее известен «Кодекс по практике проведения маркетинговых и социальных исследований», который был подготовлен ESOMAR и опубликован в 1948 году. За ним вышло несколько кодексов, подготовленных национальными обществами, а также Международной Торговой Палатой (ICC).
В 1976 году IСС и ESOMAR решили объединить эти два кодекса в единый документ, в результате чего в 1977 году был опубликован совместный Международный Кодекс ICC/ESOMAR. В 1986 и 1994 гг. он был пересмотрен и дополнен. Таким образом, сегодня действует четвертое издание Кодекса ICC/ESOMAR, его название было слегка изменено по сравнению с предыдущими редакциями и звучит следующим образом: Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований.
Один из последних опубликованных документов – «Руководство ESOMAR по проведению исследований с помощью мобильных телефонов». В разработке находится «Руководство ESOMAR по проведению онлайн-исследований.
Ассоциация издает ежемесячный журнал - Research World.
Как это связано с Россией?
Связь, безусловно, есть, хотя прямых ее проявлений немного. На ежегодных конгрессах в фойе часто можно услышать русскую речь. Для некоторых россиян и исследователей из СНГ посещение Конгресса стало правилом хорошего тона достаточно давно. На последнем Конгрессе 2010 в Афинах было около 40 российских участников (и одна компания-спонсор). А вот в залах говорят Примерно раз в два года исследователи из России и СНГ выступают с докладами.
До сих пор ESOMAR не проводил своих мероприятий в России. Хотя намерения были, но организационно – не складывалось. В 2010 году на октябрь планируется проведение семинара в Москве, организуемого представителем ESOMAR в России – Олегом Дембо.
Вместе с тем, число россиян-членов ESOMAR постоянно растет. Их мотивацией служит, конечно, не столько возможность участия в Конгрессе или приобретения материалов ESOMAR с большими скидками, сколько право поставить в подпись синий логотип членства в Ассоциации, что в профессиональных кругах стало синонимом «знака качества».
При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Татьяной Баракшиной, членом Совета ESOMAR, а также сайта ОИРОМ.