У рекламистов, наконец, сформировалось четкое понимание, что нужно делать дальше: «переходить от маркетинга к служению потребителю»
В середине мая 2010 года лидеры мировой коммуникационной индустрии собрались на 42-ом Всемирном конгрессе Международной Рекламной Ассоциации в Москве, чтобы обменяться мнениями об изменениях и перспективах рекламного рынка. Оказалось, что и то, и другое просто, как дважды два.
12 мая, в день открытия Конгресса, в Государственном Кремлевском Дворце, от обилия интересных спикеров, тех, кто делает тот самый «настоящий маркетинг», разбегались глаза. Чего стоит, например, один сэр Мартин Соррелл (Martin Sorrell), генеральный директор WPP, выступавший одним из первых, или Марк Притчард, руководитель маркетинга Procter&Gamble. В курилке можно было встретить как известных зарубежных гостей, например, Ника Брайна, генерального директора McСan Worldgroup, так и значимых лиц российской стороны, Сергея Пискарева, возглавляющего Газпром-Медиа. И перечислять можно долго. Ясно одно, 100 миллионов рублей, которые были потрачены на организацию мероприятия, были потрачены не зря: мировое рекламное сообщество оценило Конгресс по достоинству.
О чем же говорили в первый день конгресса многоуважаемые делегаты и VIP гости? Разумеется, о трендах. Забегая вперед, заметим, что, судя по словам спикеров, у рекламистов, наконец, сформировалось четкое понимание, что нужно делать дальше: «переходить от маркетинга к служению потребителю». Эта мысль была одной из основных, которую озвучил собравшимся в Кремлевском дворце сэр Мартин Соррелл. Он выделил несколько ключевых изменений, которые в будущем должны стать опорой для работы коммуникационной индустрии. Среди них ставка на человеческий капитал, увеличение сектора ретейла, рост значимости локального влияния, укрупнение позиции государства в бизнесе, в том числе, как ключевого заказчика. Также, по мнению Соррелла, нужно делать ставку на развитие сотрудничества со странами БРИК, на которые сейчас приходится до 27% мирового рынка маркетинговых услуг, и учитывать усиление влияния цифровых технологий. Когда компании станут тратить до 20% рекламных бюджетов на продвижение через интернет, будет сделан существенный шаг вперед, считает глава WPP.
О том, как проявлять свою заботу о потребителях продемонстрировал на примере нескольких кейсов директор по маркетингу P&G Марк Притчард. Одна из крупнейших FMCG-компаний в последнее время уделяет значительное влияние социальной ответственности, и, по словам Притчарда, прибыль от этого только растет. Сейчас P&G активно развивает программы помощи развивающимся странам, в том числе, странам Африки, и в этом процессе принимают активное участие сами потребители. Выбирая продукцию P&G, каждый человек может принять участие в обеспечении Африки чистой водой или вакцинами против болезней. Притчард озвучил цифру, которая в очередной раз подчеркивает глобальность стратегию компании: в ближайшие годы P&G планирует довести число своих потребителей до 5 миллиардов человек.
Социальную значимость коммуникационных стратегий подчеркнули в ходе первого дня и московские власти. Заместитель мэра Москвы Сергей Байдаков сказал, что в ходе Конгресса особое внимание российской стороны будет уделено социальной рекламе, которая, правда, в нашей стране пока не имеет четкого определения. По словам Байдакова, если будет необходимо, то в ближайшее время могут быть внесены законодательные инициативы в этом направлении.
Технологии – еще одна важная тема, которой уделялось много внимания в ходе первого дня Конгресса. По итогам панельной дискуссии, посвященной благоприятным возможностям для медиа в странах БРИК, участники подчеркнули важность сотрудничества рекламодателей с провайдерами контента, что может открыть новые возможности для достижения потребителей. Жан де Витт, старший вице-президент Hachette Filipacchi Shkulev отметил, что в ближайшее время, свою важную роль сыграют новые средства коммуникации, например, iPad, а создатели интернет-контента, в итоге, найдут способы его монетизации.
Ничего нового? Возможно. Но лидеры коммуникационной индустрии собрались не только, чтобы рассказать о своем видении развития отрасли, но и пообщаться друг с другом, установить партнерские связи. А настоящее партнерство, по мнению, Марка Брессила, вице-предидента Microsoft, предполагает «долгосрочное взаимодействие в процессе создания общего продукта». В своем выступлении в конце первого дня помошник Президента России Аркадий Дворкович также подчеркнул значимость партнерства, пригласив компании – участников конгресса к сотрудничеству. Конечно, мешает то, что Россия пока не может похвастаться привлекательным инвестиционным климатом. Но это, по словам Дворковича, только пока.