Рейтинг телеканалов, составленный TNS Россия по итогам 2009 г., показал, что последние 12 месяцев внесли свои изменения в предпочтения зрителей. Люди все больше выбирают ТВ «по интересам».
Хотя первая пятерка лидирующих телеканалов осталась такой же, как и год назад («Первый канал», «Россия», НТВ, СТС и ТНТ), изменения в рейтинге произошли. Так, аудитория «Первого» уменьшилась почти на 2 п.п. с 20,8 до 18,9%, одновременно упал и рейтинг с 3,1% до 2,9%, что свидетельствует о потери части целевой аудитории. «Россия» понесла меньшие потери, снизив долю зрителей с 17,2 до 17,1%, но сохранив при этом рейтинг, т.е. среднее количество человек, смотревших телеканал, выраженное в процентах от целевой аудитории. Доля НТВ выросла на 0,7% и составила 13,9%.
Тематические каналы, такие как «Домашний» и «ТВ3», сохранили свои позиции в общем рейтинге. А вот во второй десятке начинаются перестановки. Например, десятую позицию в 2009 году занял канал «Культура», вытеснив «Спорт», который опустился 13 место, пропустив вперед ДТВ и Петербург-5 канал. Значительно укрепил свои позиции телеканал 2х2. Его доля за год выросла в 3 раза и составила 0,6%. Два главных музыкальных телеканала страны МУЗ ТВ и MTV в 2008 г. шли «ноздря в ноздрю» (15 и 16 места, соответственно), однако в 2009 г. МУЗ ТВ снизил рейтинг с 0,2 до 0,1%, пропустив вперед не только конкурента – MTV, но «Вести». С чем связаны подобные перестановки?
«Изменение рейтингов телеканалов и доли аудитории не связано с кризисом, – считает Юрий Малинин, генеральный директор Media First. – На эти параметры влияет множество различных факторов: это и программинг телеканала, и личные предпочтения телезрителей к определенным программам, технический охват канала и т.п. Тем не менее, тенденция заметна. Она заключается в растущей специализации телевидения, которая касается федеральных каналов (например, канал "Домашний", ДТВ и т.п.) и, в особенности, неэфирных. Представленные TNS Россия данные позволяют предположить также, что небольшое снижение аудиторий «Первого канала» и «России» произошло из-за переключения аудитории, например, на НТВ».
«Одни каналы лучше продумали свой контент и поэтому сумели привлечь аудиторию, - дополняет Сергей Матвеюк, product development director Aegis Media. - Я бы обратил внимание на то, что сравнение показателей, измеренных на аудитории 4+, - не могут быть абсолютным показателем успеха или провала того или иного канала, т.к. последние могут быть ориентированы на разные аудитории. Поэтому даже при падении доли и рейтинга на 4+, канал может в реальности упрочить позиции с точки зрения собственной целевой аудитории. Чтобы делать выводы, необходимо детально анализировать ситуацию на каждом канале в отдельности».
Аудиторные показатели телеканалов
Регион: Россия (города 100 000+)
Аудитория старше 4 лет
2009 год |
|
|
|
2008 год |
|
|
|
Рейтинг |
Доля аудитории |
|
|
Рейтинг |
Доля аудитории |
ПЕРВЫЙ КАНАЛ |
2,9 |
18,9 |
|
ПЕРВЫЙ КАНАЛ |
3,1 |
20,8 |
РОССИЯ |
2,6 |
17,1 |
|
РОССИЯ |
2,6 |
17,2 |
НТВ |
2,1 |
13,9 |
|
НТВ |
2,0 |
13,2 |
СТС |
1,3 |
8,8 |
|
СТС |
1,3 |
8,8 |
ТНТ |
1,1 |
6,9 |
|
ТНТ |
1,1 |
7,2 |
РЕН-ТВ |
0,7 |
4,9 |
|
РЕН-ТВ |
0,7 |
4,5 |
ТВ ЦЕНТР |
0,5 |
3,2 |
|
ТВ ЦЕНТР |
0,4 |
2,9 |
ТВ-3 |
0,4 |
2,8 |
|
ТВ-3 |
0,4 |
2,8 |
ДОМАШНИЙ |
0,3 |
2,2 |
|
ДОМАШНИЙ |
0,3 |
2,2 |
КУЛЬТУРА |
0,3 |
2,0 |
|
СПОРТ |
0,3 |
2,1 |
ДТВ |
0,3 |
1,9 |
|
КУЛЬТУРА |
0,3 |
2,1 |
ПЕТЕРБУРГ-5 КАНАЛ |
0,3 |
1,9 |
|
ДТВ |
0,3 |
1,8 |
СПОРТ |
0,3 |
1,7 |
|
ЗВЕЗДА |
0,2 |
1,1 |
ЗВЕЗДА |
0,2 |
1,3 |
|
ПЕТЕРБУРГ-5 КАНАЛ |
0,2 |
1,1 |
MTV |
0,2 |
1,0 |
|
МУЗ ТВ |
0,2 |
1,0 |
ВЕСТИ |
0,1 |
0,9 |
|
MTV |
0,2 |
1,0 |
МУЗ ТВ |
0,1 |
0,8 |
|
ВЕСТИ |
0,1 |
0,9 |
2X2 |
0,1 |
0,6 |
|
7ТВ |
0,0 |
0,3 |
7ТВ |
0,0 |
0,3 |
|
EURONEWS |
0,0 |
0,2 |
EURONEWS |
0,0 |
0,2 |
|
2X2 |
0,0 |
0,2 |
ДРУГОЕ |
1,9 |
12,6 |
|
ДРУГОЕ |
1,9 |
12,5 |
Источник: ТNS Россия
В категорию "Другое" входят локальные телекомпании, специализированные и другие каналы.
Доля аудитории, % - среднее количество человек, смотревших телеканалал, выраженное в % от всей телеаудитории временного интервала.
Рейтинг, % - среднее количество человек, смотревших телеканал, выраженное в % от целевой аудитории.