Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Пятая власть на местах

Пятая власть на местах

Фото: © Фотодженика
Социальные сети становятся полноценными СМИ не только в столицах

Оксфордский институт Интернета (Oxford Internet Institute) с 2008 года ежегодно публикует карту мира особого вида. Искусные картографы делают ее площадь пропорциональной числу пользователей Интернета, используя для окраски цвета, соответствующие уровню проникновения Интернета. В итоге, все становится как бы похоже, но по-другому. Например, Китай выглядит гораздо больше России, хотя и имеет «более бледный вид»: хотя уровень проникновения Интернета у нас выше, Интернет-Китай гораздо больше Интернет-России за счет громадного превосходства в общей численности.

Карта мира, учитывающая интернет-аудитории стран 

Карта мира, учитывающая интернет-аудитории стран

Источник: Oxford Internet Institute

Впрочем, дело не в том, «кто круче». Карта оксфордцев подчеркивает ограниченность традиционного мышления, когда речь идет о новых сущностях, к которым смело можно отнести и владение Интернетом. Особенно это важно для тех территориально больших стран, в которых средний уровень проникновения Интернета находится в районе 50%. Именно в этом случае ярко проявляется неоднородность входящих в их состав регионов, многие из которых по размеру не уступают иным странам.

Карта Интернет-Китая

Карта Интернет-Китая

Источник: China Internet Watch.com

Карта Интернет-России

Карта Интернет-России

Источник: ФОМ

В условиях естественной неоднородности экономического развития регионов, различие между «продвинутыми» (обычно это столица) и «отсталыми» довольно велико, что и выражено графически на картах. Можно ли в таком случае распространять на всю страну те или иные тренды, ведь первыми, как правило, вводят новшества в столицах? Вообще говоря, нет – необходимы дополнительные исследования. Столичный тренд в этом случае выступает в качестве гипотезы, которую региональное исследование может подтвердить или опровергнуть, причем, часто даже одно измерение может дать основания для . И часто – в случае показательного примера – бывает достаточно даже одной точки региональных измерений, чтобы сделать какие-то выводы. Вот пример.

Уже полтора года назад, в апреле 2012 года Яндекс, ведущий российский интернет-портал, обогнал по величине суточной аудитории Первый канал, лидер по популярности среди телезрителей: 19,1 млн чел. и 18,2 млн чел, соответственно (данные TNS-Россия, аудитория 12-54 лет в городах с населением более 100 тыс. чел.). С тех пор ситуация развивается, как известно, в одну сторону: Интернет-аудитория растет, телевидения – нет. И сегодня уже не только поисковик Яндекс, но и соцмедийные порталы становятся сравнимы с телеканалами. В сентябре 2013 года по данным того же измерителя – TNS Россия – суточная аудитория двух крупнейших российских социальных сетей составила ВКонтакте – 24,1 млн чел., Одноклассники – 16,7 млн чел. Социальные сети уже называют «пятой властью». Но это в столицах. А что происходит в регионах? Да то же самое.

Омская исследовательская компания «Делфи» ежеквартально проводит омнибусное исследование «MarkeTest», в инициативный блок которого включаются вопросы о практиках пользования Интернет. Исследование проводится методом квартирного опроса по общегородской выборке. Его результаты показывают, что средние показатели поведения интернет-аудитории города-миллионника Омска не слишком отличаются от средних по стране.

Судите сами. По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), на сегодняшний день показатель проникновения интернета среди взрослого населения России составляет (месячная аудитория) 57%, (66,0 млн. человек), по городам-миллионникам – 65%. Данные, полученные компанией «Делфи» по г. Омску (71%), превышают общероссийский показатель, но вполне соотносятся со средним значением для городов-миллионников. При этом больше половины омичей (53%) выходят в Сеть ежедневно (среднее по России значение – 47%).  

Аудитория соцмедиа в Омске практически совпадает с Интернет-аудиторией, 95% омичей из числа тех, кто вхож во Всемирную паутину, зарегистрированы в той или иной соцсети. Полученное в «Делфи» распределение популярности тех или иных ресурсов в целом соответствует общероссийским рейтингам: лидируют «Одноклассники» (76% зарегистрированных пользователей), «ВКонтакте» (63%) и «Мой мир» (42%). По данным ВЦИОМ (2012 г.), аналогичные показатели составляют для России в целом 73%, 62% и 31% соответственно.

Социальные сети в Омске

Социальные сети в Омске

Источник: Делфи

Такие социальные сети как «Twitter» и «Facebook», среди омичей менее популярны: аккаунты на этих сайтах имеют около 10% интернет-пользователей, из них более-менее регулярно заходят в них лишь около 2-3%. Слабо распространены геолокационный сервис «Foursquare», фотообменник «Instagram» и «Живой журнал» (ЖЖ). В Рунете в целом аудитория «Facebook» несколько выше – 18%, а вот популярность «Twitter» примерно та же – около 9%, хотя доля его пользователей стремительно растет: еще в 2010 г. она составляла лишь 2% от всех российских интернет-пользователей.

Кстати, сравнительный анализ социально-демографических характеристик активных пользователей соцсетей в Омске подтвердил распространенное мнение, что аудитории двух наиболее популярных российских ресурсов – «Одноклассники» и «ВКонтакте» – это совершенно разные социально-демографические группы. Действительно, типичные пользователи «ВКонтакте» – это молодые люди (до 25 лет), как правило, еще материально зависящие от родителей, студенты и учащиеся, а также те, кто ежедневно пользуется интернетом. Активного пользователя «Одноклассников» среди молодежи и студентов можно найти, напротив, с меньшей вероятностью. Также исследование выявило, что для приверженцев данного ресурса характерен интерес к просмотру печатных изданий (газет, журналов).

Аудитории активных пользователей других социальных сетей среди омичей оказались слишком малы, что не позволило определить их отличительные черты с достаточным уровнем значимости. Однако, что касается ЖЖ и «Twitter», важно помнить, что их читают не только те, кто имеет там собственный аккаунт – известно, что число «молчунов» существенно превышает количество «писателей».

Вероятно, аналогичный тезис применим и к любым другим ресурсам, дающим возможность просмотра без авторизации. Так, официальные страницы публичных людей и организаций в «Facebook» и «ВКонтакте» также доступны незарегистрированным пользователям и плотно интегрированы с внешними сайтами. 

Тэги:

Кол-во просмотров: 12174



Еще по теме

Ресечеры в социальных сетях - 1

Ресечеры в социальных сетях - 1

В каких соцмедиа и для чего исследователи рынка открывают свои представительства

Активности на карантине: не только игры и видео

Активности на карантине: не только игры и видео

Как эпидемия коронавируса меняет характер медиапотребления

Консультации страховщиков в соцсетях: пока далеко не всегда

Консультации страховщиков в соцсетях: пока далеко не всегда

Российские страховые компании пока не готовы к общению с клиентами в цифровых каналах

Тонкости вовлечения «Зетов» и миллениалов

Тонкости вовлечения «Зетов» и миллениалов

Успех инфлюенсера: подлинность и юмор

Тексты и эмодзи в Instagram: всего понемногу

Тексты и эмодзи в Instagram: всего понемногу

Начинающим блогерам Instagram одной картинкой не обойтись