Нетнография, т.е. исследования, основанные на анализе спонтанных высказываний пользователей Интернета в блогах и форумах, быстро входит в моду. О ней, например, много и с воодушевлением говорили на прошедшей недавно в Чикаго конференции "Online research 2009 - online panels and beyond», организованной ESOMAR. Похоже, исследователи предлагают бренд-менеджерам задуматься над тем, что действительно интересует их потребителей, а не искать ответы на свои собственные вопросы. Но народную активность надо направить в нужное русло. Как это сделать?
Мониторинг блогов и социальных сетей и анализ дискуссий о том или ином бренде, продукте или услуге имеет несколько преимуществ в сравнении со стандартным панельным онлайн-исследованием. Главное из них – искренность высказываний юзеров. «Интернет – это кладезь спонтанных ответов, реакций и идей, - говорит Айгуль Мавлетова, директор по исследованиям компании OMI. – Сеть дает возможность проанализировать аутентичные тексты, ежедневный язык потребителей, а также понять, что думают о продуктах и услугах компании ее непосредственные потребители». Стандартный онлайн-опрос, напротив, дает ответы только на те вопросы, которые поставили исследователи по инициативе заказчиков.
Сравнительная характеристика стандартного онлайн-опроса и нетнографии
Источник: Online Market Intellegence
В сетевых высказываниях и дискуссиях недостатка нет, но… люди говорят, о чем хотят они сами, и часто ничего хорошего это бренду не сулит. Лесли Таунсенд, президент Кinesis Survey Technologies (специализируется на проведении онлайн-опросов с использованием мобильного телефона) делится своим опытом анализа сетевых высказываний: «Человек обычно оставляет пост в сети, когда он либо крайне доволен услугой, либо наоборот, хочет поделиться тем, что он невероятно раздражен своим опытом ее использования». Последнее, как известно, встречается чаще, а, главное, запоминается и распространяется куда лучше. Выход, в общем-то, известен – создание сообществ из тех, кому нравится тот или иной бренд. Это хороший, а, главное, эффективный прием. Мавлетова приводит цифры: «Благодаря сообществу My Starbucks Idea, компания Starbucks получила 75 тыс. идей, из которых реализовала 315. С компанией Dell, также запустившей проект по созданию сетевого сообщества, поделились идеями 12 тыс. человек, 366 предложений воплощены». Заметим, своими предложениями люди делились совершенно бесплатно, «из любви к искусству», точнее, бренду. Подобная идиллия хороша, но… стоит недешево. «Главная статья затрат – это рекрут потенциальных участников сообществ», - считает Таусенд. Можно ли уменьшить эти расходы?
В начале декабря в трендвочинговом агентстве InTrend (Киев, Украина) предприняли попытку пробуждения творческой энергии юзеров без трудоемкого создания сообщества. На сайте компании появилось предложение задать свой вопрос трендсеттерам, т.е. людям, которые сами являются живыми «носителями трендов в моде, стиле жизни и т.д.». Вопрос может быть о чем угодно – о продукте, бренде или явлении. В качестве поощрения агентство согласно бесплатно включить самые интересные вопросы в один из своих регулярных опросов, касающихся изучения трендов (и, разумеется, поделиться с автором вопроса его результатами). Таким образом, предметом для изучения может стать уже сама совокупность присланных вопросов. Правда, это должна быть действительно совокупность, а не одна-две реплики, для чего нужна достаточно большая и активная аудитория сайта. Как видим, и здесь не обошлось без сообщества, правда, куда менее формального.